Утренняя гимнастика в детском саду

Раз-два! По порядку! Выходите на зарядку!» - бодрой речевкой подгоняет ребятишек воспитатель. Те мамы и папы, которые сами малышами посещали детский сад, точно не забыли, как это весело - детская гимнастика по утрам. Поэтому стоит приводить свое чадо в садик пораньше, чтобы не пропустить зарядку.

Виды и цели детской гимнастики

Кроме традиционной утренней зарядки с наклонами, приседаниями и маршированием по кругу, для деток существуют и другие виды гимнастики, причем и такие, которые требуют минимальных физических затрат, например, пальчиковая и артикуляционная.

Каждый вид гимнастики преследует как одну общую цель, так и конкретные задачи, в зависимости от вида гимнастики.

Общая цель гимнастики – избирательно влиять на группы мышц (или суставов), оказывать укрепляющее действие на организм в целом и его конкретные отделы.

Задачи утренней гимнастики (зарядки) в саду: «разбудить» детский организм и активизировать ребенка на учебную и игровую деятельность.

Оздоровительная (лечебная) гимнастика

Эта гимнастика направлена на профилактику и щадящее исправление уже существующих проблем: плоскостопие, сколиоз, слабый иммунитет и т.д.

Ритмическая гимнастика

Представляет собой комплекс простых упражнений, направленных на общее развитие скелетно-мышечной системы, выполняемых без остановки под ритмичную музыку. Такая гимнастика напоминает одновременно и танцы, и элементы акробатики, за что ее так любят ребятишки.

Артикуляционная гимнастика

В детских садах и дома полезно заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой. Это особый комплекс упражнений для развития подвижности речевых органов и выработки точного положения губ и языка для произнесения «проблемных» звуков.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковой гимнастикой необходимо начинать занятия с детками еще первого года жизни, не дожидаясь детского сада. Простые упражнения развивают гибкость пальцев, координацию движений и мелкую моторику. А развитые пальчики – залог развитого интеллекта!

Гимнастика для глаз

После занятий или просмотра мультфильмов необходимо, чтобы отдыхали глаза. Несложную гимнастику для глаз можно выполнять, не поднимаясь с места.

Зарядка после сна

Чтобы детям было проще проснуться после сна, рекомендуется несколько упражнений для зарядки после сна.

Независимо от вида гимнастики, занятия должны иметь систематический характер.


Утренняя гимнастика в детском саду

Проводится утренняя гимнастика в детском саду либо специалистом-физинструктором в спортивном зале, либо самим воспитателем прямо в группе. Как правило, начинается зарядка за полчаса до завтрака.

«Многие родители, заводя ребенка в раздевалку, сразу заставляют надевать чешки. Это неправильно! Если до зарядки еще далеко, пусть малыш лишний раз переобуется потом. Чешки – обувь не для бега по группе и игр! – предупреждает физинструктор Савина Е.В. (МБДОУ № 25, г. Москва). – Ребенок может получить серьезную травму».

В выходные дни желательно проводить занятия и дома: как на свежем воздухе в теплое время года, так и в комнате, где предварительно было произведено проветривание. Можно использовать спортивный инвентарь (обручи, мячи, кегли и т.д.). Проводить зарядку хорошо как под счет, так и под ритмичное звучание бубна.

  1. Начинается зарядка с разминки – короткой ходьбы и легкого бега по кругу.
  2. Следующим этапом может стать упражнение на укрепление шейных мышц: круговые движения головой, наклоны головы и повороты.
  3. После этого выполняются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук. Например, упражнение «Вырастай-ка»:
  4. Как делать: ноги на ширине плеч, спина ровная. На счет «раз» - руки перед собой прямо на уровне груди. «Два» - руки параллельно вверх, «три» -.в стороны, «четыре» - и.п. Повтор 3-7 раз.
  5. Далее необходимы упражнения для укрепления ног: приседания, махи ногами, поочередный подъем ног под прямым углом и т.п.
  6. Следующие упражнения должны быть направлены на включение в работу мышц туловища, спины и живота: наклоны вперед, назад, вбок; повороты туловища.
  7. Завершением может стать спокойная ходьба с восстановлением дыхания.

Зарядка должна иметь среднюю продолжительность:

  • для младших групп – 3-5 мин.;
  • для средних групп – 5-7 мин.;
  • для старших и подготовительных – до 12 мин.

Комплекс упражнений можно дополнять, однако важно, чтобы в равной мере в него входили как динамические, так и статические упражнения.




Оздоровительная (спортивная) гимнастика

Оздоровительная гимнастика показана как здоровым детям, так и с ослабленным иммунитетом, подверженным частым заболеваниям. Противопоказаниями к такому виду занятий являются:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • болезни и серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата.

Оздоровительный эффект гимнастики достигается путем укрепления одних групп мышц и полного расслабления других. Проводить гимнастику должен профессиональный инструктор в саду либо в спортивном центре. Дома можно использовать упрощенный комплекс упражнений, которые не причинят вреда детскому организму. Никакой акробатики и насильных растяжек! Хорошо бы приобрести коврик для профилактики плоскостопия или изготовить его самостоятельно.

Проводить занятия с дошкольниками нужно в виде игры. Примерный комплекс упражнений:

«Паровоз» (разминка)

Ходьба по кругу с вращением согнутых в локтях рук перед грудью на манер колесной пары: вперед друг через друга.

«Деревце»

Упражнение для укрепления спины, рук и плечевого пояса.
Как делать: ноги на ширине плеч, спина прямая. Выполнение действий вслед за словами:

Как у нашего крыльца посадили (наклон вперед) деревца.
Поливали, поливали (махи руками из положения наклон вперед),
А деревья подрастали (медленное поднимание туловища).
Доросли до крыши (руки вверх),
Ветер их колышет (махи руками над головой).
Наступила осень, ветер листья сбросил (опускание рук с ритмичными потряхиваниями кистей).


«Велосипедист»

Укрепление мышц ног и брюшного пресса, профилактика сколиоза.
Как делать: лежа на спине, руки в стороны, ноги под прямым углом вверх, носочки тянутся)

Жил-был мальчик Федя (махи ногами, как в упражнении «ножницы», только не в стороны, а вверх-вниз)
Он пешком ходил.
Ему велосипедик папа подарил.
Тут уселся Федя на велосипед (сгибание и разгибание в коленях поднятых ног),
И помчался с горки (круговые движения ногами), закричав «Привет!»


«Котенок»

Укрепление мышц спины, профилактика сколиоза.
Как делать: на четвереньках, спина прямая.

Наш котенок-непоседа (покачивание корпуса вперед-назад) отказался от обеда.
Говорит, не буду кушать, мне бы сказочку послушать (прогнуть спину вниз).
А потом чуть-чуть поспать («круглая» спина) и опять пойти играть.
Рассказали ему сказку (прогнуть спину вниз), он улегся под буфет.
Мы потом не досчитались («круглая» спина) двух сосисок и котлет.


«Колобок»

Профилактика плоскостопия и укрепление мышц голени и стопы.
Понадобится средних размеров мяч.
Как делать: сидя на невысоком стульчике, ноги под прямым углом стопами на полу, мяч в руках.

Мы слепили колобок (кладем мяч на пол около ног),
Оказался он неплох (стопы – на мячик).
Да беда – горелый бок! (перекатывание мячика ногами вперед назад, влево, вправо).
Зато теперь его не будут
Есть лиса, медведь и волк.
А зайчишку не боимся,
От него мы вмиг умчимся!


Восстановление дыхания

Как делать: стоя на полу, ноги на ширине плеч (или лежа на полу).

На вдох – руки вверх, на выдох – вниз. Повтор – 5-7 раз.
Начинать стоит с повтора каждого упражнения 3-5 раз, постепенно увеличивая это число и усложняя действия.

Ритмическая гимнастика

Если ребенок обожает танцы, тогда ритмическая гимнастика ему точно понравится. Все, что нужно – запись веселой и динамичной музыки, а хорошее настроение приложится. В детском саду такая гимнастика хороша тем, что является групповой, и дети охотно включаются в нее, потому, что делать все вместе еще веселей.

Цель такого вида занятий – совершенствование двигательных навыков, развитие чувства ритма, умение работать в коллективе. Хорошо поставленные гимнастические номера нередко включают в программу праздников как показательные выступления.

Комплекс упражнений может состоять из разнообразных движений, с использованием спортивного инвентаря или без него.


Артикуляционная гимнастика

Артикуляционную гимнастику не стоит путать с логопедическими упражнениями. Гимнастику проводят как разминку перед непосредственной отработкой произношения «проблемных звуков». Специальные упражнения подбирает ребенку логопед, задача родителей – регулярно отрабатывать их, ни в коем случае не выдумывая свои! А вот артикуляционной гимнастикой полезно заниматься как детям, так и взрослым, чья профессиональная деятельность связана с говорением.

Несколько основных упражнений:

«Чистим язычком все зубки»

Кончиком языка провести по верхним и нижним зубам.

«Заборчик»

Обнажить зубы полностью, разведя губы в улыбке. Задержать губы в таком положении несколько секунд.

«Блинчик»

На нижнюю губу положить широкий кончик язычка, а верхней губой шлепать, приговаривая «пя-пя-пя».

«Болтушка»

«Дятел»

Губы – в улыбке, кончиком языка постукивать в небные бугорки: «д-д-д»…

Пальчиковая гимнастика

Разминать пальчики полезно и в качестве самостоятельного занятия, и как разминку перед занятиями обучающими (рисование, лепка, аппликация и т.д.).

Начинать нужно с массажа кистей рук:

  • трем ладошки друг о друга до ощущения тепла;
  • массируем каждый пальчик по отдельности;
  • потряхиваем кистями рук.

«Мишка»

Ручки – в кулачки, постукивая друг о друга:
Тук-Тук, Мишка, Мишка!
В свой спешит домишко!

Похлопывание ладонями с разведенными пальцами так, чтобы пальчики соединялись у основания на манер раскрытого «замочка»:
Забегает на порог, -
А калитку на замок!
(«замочек» захлопнуть).
Пальчики «козой»: указательный и средний разогнуты, остальные в кулачке:
На лугу козел бодался,
Очень Мишка напугался!

«Жили-были»

Сгибаем пальчики поочередно с большого (по одному на каждого «члена семьи»):
Жил-был дедушка Семен,
С ним и бабушка жила.
Приезжал сынок к ним в дом,
Ну а с ним его жена.
А еще внучок Антошка,
Непослушный он немножко (резко разжать кулачок).



Гимнастика для глаз

После занятий или просмотра мультфильмов детским глазкам нужно расслабиться. Упражнения также укрепляют глазные нервы и улучшают остроту зрения.

Простые упражнения

  • Быстро поморгать в течение 1-2 минут не напрягая веки.
  • Крепко зажмуриться на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 7 раз.
  • Перемещать взгляд в разных направлениях (вправо-влево, вверх-вниз) при этом не поворачивая голову.
  • Нарисовать точку на окне. Поставить ребенка у окна и попросить сосредоточиться на точке. Затем нужно перевести взгляд на предмет за окном (дом, дерево и т.п.). Повторить 10 раз.

«Сорока»

Как делать: сидя прямо, взгляд перед собой. Следуя словам стихотворения, выполнять называемые действия взглядом:

На сучке сидит сорока,

Ей видать вокруг далеко:

Смотрит вправо,

Смотрит влево,

Шу! Наверх она взлетела…

Полетала наверху,

Снова села на суку.

Не шевелится, сидит –

Шейка больше не болит.

Вот сорока смотрит вверх –

Видно птице выше всех!

А потом посмотрит вниз –

Нагни шейку, не ленись.

Вот смотреть она устала,

Часто-часто поморгала,

Головою повертела –

И куда-то улетела!

Гимнастика после сна в детском саду

Чтобы детки дружнее поднимались из постелей и окончательно просыпались, проводится гимнастика после сна. Несложные упражнения выполняются прямо в постели. Оптимальный «комплекс пробуждения» (следовать словам речевого сопровождения):

Глазки открыли – дружно проснулись!

Головкой повертели, друг другу улыбнулись.

Ручки к солнцу протянули, быстро помахали,

Ножки кверху приподняли, ими поболтали.

Сели на кроватку,

Потянулись сладко!

Ножки на пол опустили,

Раз-два-три! Скорей вскочили!

Гимнастика на фитболе

Малышам ясельного возраста и дошкольникам гимнастика на фитболе дает расслабляющий эффект, и в то же время укрепляет прорабатываемые группы мышц.



Сидение на фитболе

Для начала дети детям нужно научиться самому простому. Мяч должен быть правильно подобранного размера, чтобы ноги упирались в пол всей стопой.

Сидя на фитболе, можно отрабатывать упражнения на укрепление плечевого пояса и шейных мышц: махи руками, повороты головы и т.д.
Необходимо включать и упражнения на тренировку равновесия: перекат с носочков на пятки и обратно, поочередное поднимание ног из положения сидя, ходьба приставным шагом и т.д.


Лежа на фитболе

Из положения лежа на животе – перекаты вперед-назад, удерживание равновесия с поднятыми ногами и упором рук в пол и т.д.;
из положения лежа на спине – перекаты вперед-назад, удерживание равновесия в позе «звездочка» и т.д.

Упражнения с фитболом стоя

  • поднимание прямых рук с фитболом;
  • повороты туловища и наклоны с мячом в руках;
  • удержание равновесия, стоя одной ногой на полу, а второй на фитболе, дополняемые движениями рук и т.д.

Введение

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Вспомните, как неохотно вы встаете по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежиться в постели. Точно так же не хочется вставать и вашему ребенку. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики требует, а значит, и воспитывает волевые качества ребенка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.
Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Конечно, пока ребенок еще мал, лучше, если он будет делать зарядку вместе со взрослым: мамой, папой, бабушкой, братом, воспитателем. Малышу надо на кого-то равняться, за кем-то повторять, с кого-то брать пример, кому-то подражать.
Утреннюю гимнастику игрового характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей. Особенно игровые комплексы утренней гимнастики необходимы малышам. Ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, тепла, комфорта, вырастет устойчивым к неожиданным ситуациям в жизни и будет менее подвержен стрессам.
Вы можете спросить: «Для чего же нужно постоянно играть с детьми?».
Во-первых, для того чтобы создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение детей. По утрам некоторые малыши в детском саду плачут, ссорятся между собой, требуют маму, не идут на контакт, а иногда просто не хотят заниматься. Какая уж тут гимнастика? Поход в гости к любимому герою, неожиданное появление интересного гостя, смешная походка, улыбка, веселый совместный танец, музыка приводят малыша в нормальное состояние. Не обязательно он сразу засмеется. Перестанет плакать или начнет заниматься – это уже хорошо.
Во-вторых, для того чтобы заинтересовать малыша, обогащая его новыми знаниями. Заинтересовать так, чтобы он захотел на время превратиться в смешную и веселую обезьянку или сходить в гости к маленьким глупым мышатам, получая новую для себя информацию, выполнял все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем.
В каждом предлагаемом в этом пособии комплексе утренней гимнастики игрового характера есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж (малышам нужен образец для подражания). Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют, увлекают детей, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание.
Утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение. В некоторые комплексы утренней гимнастики включают игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Нередко в заключительную часть утренней гимнастики включаются скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей, игры-массажи, упражнения для профилактики плоскостопия («Нарисуй солнышко ногой», «Ходьба по скакалке», «Переложи шишки ногой», «Подними носок ногой» и т. д.).
Для утренней гимнастики подбираются упражнения:
известные детям;
простые по структуре.
После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
Последовательность упражнений в предлагаемых в пособии комплексах утренней гимнастики классическая. Сначала выполняются упражнения для плечевого пояса и рук, затем упражнения для ног и туловища. Широко распространены в утренней гимнастике исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине и на животе.
Эта книга будет полезна воспитателям, инструкторам по физической культуре, заместителям заведующих по воспитательно-оздоровительной работе дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Желаем успеха!

Утренняя гимнастика для детей 3–4 лет

«Воробьи-воробышки»

Вводная часть
Дети в спортивной форме входят в физкультурный зал. Воспитатель предлагает им отгадать загадку:

Чик-чирик,
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Дети. Воробей.
Воспитатель. Сегодня мы с вами воробьи-воробышки – маленькие добрые птички.
Ходьба обычная, друг за другом (10 секунд).
Ходьба на носочках (10 секунд).
Медленный бег (15 секунд).
Быстрый бег (15 секунд).
Ходьба друг за другом (10 секунд).
Построение в круг.
Дыхательное упражнение «Ах!». Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести: «а-а-а-х». Повторить 2 раза.
Основная часть
Упражнение «Воробышки машут крыльями». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Руки развести в стороны, помахать всей рукой и кистью руки. Спрятать руки за спину. Повторить 5 раз. Темп умеренный.
Указание детям: «Сохраняйте устойчивое положение тела».
Упражнение «Спрятались воробышки». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, опустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.
Указание детям: «Хорошо выпрямитесь».
Упражнение «Воробышки дышат». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «ч-и-и-и-р-и-и-к», постукивая пальцами по крыльям носа. Повторить 3 раза. Темп медленный.
Указание детям: «Вдох должен быть короче выдоха».
Упражнение «Воробышки греются на солнышке». Исходная позиция: лежа на спине, руки на полу над головой. Повернуться на живот. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп быстрый.
Индивидуальные указания.
Упражнение «Воробышки радуются». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 8-10 подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3 раза.
Указание детям: «Прыгайте легко, высоко».
Заключительная часть
Ходьба врассыпную в медленном темпе (20 секунд).
Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки». Вдох – на 1, 2 счета. Выдох – на 1, 2, 3, 4 счета (20 секунд).
Дети возвращаются в группу.

«В гостях у солнышка»
(комплекс с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения)

Вводная часть
Дети входят в зал.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как светло и тепло сегодня в нашем физкультурном зале. А знаете ли вы почему?
Все очень просто – мы с вами в гостях у солнышка. Солнышко освещает и согревает все вокруг.
Проводится игра «Солнечный зайчик».
Воспитатель. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, но ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладь его и там. Зайчик не озорник – он просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Ходьба врассыпную за солнечным зайчиком (15 секунд).
Бег врассыпную (15 секунд).
Ходьба в колонне по одному (15 секунд).
Построение в круг.
Основная часть
Упражнение «Улыбнись солнышку». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Поднять правую ногу и вытянуть правую руку вперед ладошкой вверх, улыбнуться. Вернуться в исходную позицию. Те же движения повторить левой рукой и ногой. Вернуться в исходную позицию. Повторить 3 раза.
Указание детям: «Внимательно, четко выполняйте задание: одновременно действуйте правой рукой и правой ногой».
Упражнение «Играем с солнышком». Исходная позиция: сидя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени. Поворот сидя, переступая ногами, на 360 градусов. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз.
Указание детям: «При повороте не помогайте себе руками».
Упражнение «Играем с солнечными лучами». Исходная позиция: сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз.
Указание детям: «Не сгибайте ноги в коленях».
Упражнение «Отдыхаем на солнышке». Исходная позиция: лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в исходную позицию.
Перекатиться на левый бок. Вернуться в исходную позицию. По 3 раза в каждую сторону.
Упражнение «Ребятишкам радостно». Исходная позиция: ноги вместе, руки на поясе. 10 прыжков, чередовать с ходьбой. Повторить 3 раза.
Указание детям: «Прыгайте высоко, легко».
Заключительная часть
Ходьба по залу в колонне по одному (15 секунд). Подвижная игра «Солнышко и дождик». По команде: «Солнышко» дети бегают по залу, по команде: «Дождик» – приседают. Игра повторяется 2 раза.
Ходьба по залу в медленном темпе (15 секунд).
Дыхательное упражнение «Дуем на солнышко» (15 секунд). Дети прощаются с солнышком и возвращаются в группу.

«Киска»
(комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Вводная часть
Дети входят в зал.
Воспитатель. Угадайте, кто сегодня придет к нам в гости:

Мохнатенькая,
Усатенькая.
Лапки мягоньки,
А коготки востры.
Дети. Киска.
Воспитатель. Давайте поиграем вместе с кошечкой. Педагог надевает маску кошки и проводит зарядку.
Ходьба обычная за киской(15 секунд).
Ходьба на носочках (15 секунд).
Бег обычный (15 секунд).
Ходьба (10 секунд).
Построение врассыпную.
Основная часть
Упражнение «Кошечка греет голову на солнышке». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Повернуть голову направо. Вернуться в исходную позицию. Повернуть голову налево. Вернуться в исходную позицию. По 3 раза в каждую сторону. Темп медленный.
Указание детям: «Не делайте резких движений головой».
Упражнение «Кошечка показалась, затем спряталась». Исходная позиция: сидя на пятках, руки за спиной. Встать на колени, потянуться, посмотреть вверх. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп медленный.
Показ и объяснение воспитателя.
Упражнение «Кошечка дышит». Исходная позиция: ноги вместе, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «м-м-м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа. Повторить 5 раз.
Указание детям о дыхании.
Упражнение «Кошечка сердится и волнуется». Исходная позиция: стоя на коленях и ладошках, голова приподнята. Выгнуть спину, опустить голову. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп медленный.
Указание детям: «Сильно выгибайте спину».
Упражнение «Кошечка отдыхает». Исходная позиция: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повернуться на правый бок, прижать ноги к животу. Вернуться в исходную позицию. Повернуться на левый бок, прижать ноги к животу. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.
Показ и объяснение воспитателя.
Заключительная часть
Бег за кошечкой в медленном темпе по кругу (15 секунд).
Ходьба обычная (15 секунд).
Несколько раз зевнуть и потянуться.
Дети вслед за кошкой возвращаются в группу.

«Гуси»
(комплекс с элементами дыхательной и корригирующей гимнастики)

Вводная часть
Дети входят в зал.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем гусями. Гуси, гуси.
Дети. Га-га-га.
Воспитатель. Ну, летите же сюда!
Ребята собираются около воспитателя.
Воспитатель. Гуси гуляют по лужайке. (Ходьба врассыпную (15 секунд).) Гуси подняли крылышки вверх. (Ходьба на носочках, руки вверх (15 секунд).) Гуси радуются солнышку. (Бег врассыпную (15 секунд).)
Построение врассыпную.
Основная часть
Упражнение «Гуси гогочут». Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, сказать: «га-га!». Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп медленный.
Упражнение «Гуси шипят». Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Наклониться вперед, сказать: «ш-ш-ш». Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп умеренный.
Указание детям: «Голову не опускайте, руки сильно отведите назад».
Упражнение «Гуси тянутся к солнышку». Исходная позиция: сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, руки поднять вверх и сцепить кисти «в замок». Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.
Указание детям: «Выпрямите спину».
Упражнение «Спрятались гуси». Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Низко присесть, голову повернуть и положить на колени, руки опустить. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.
Показ и объяснение воспитателя.
Упражнение «Радуются гуси». Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Несколько пружинок со взмахом рук (вперед – назад), чередовать с ходьбой. Повторить 3 раза. Темп быстрый.
Упражнение «Гуси устали». Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч. Несколько раз зевнуть и потянуться.
Указание детям: «Хорошо выпрямите спину».
Заключительная часть
Перестроение в колонну по одному.
Воспитатель. Гуси, гуси!
Дети. Га-га-га!
Воспитатель. Есть хотите?
Дети. Да-да-да!
Воспитатель. Ну, летите же домой.
Бег в колонне по одному (20 секунд).
Ходьба мелким шагом (20 секунд).
Дети возвращаются в группу.

Комплекс «Цирковые медвежата»

Вводная часть


Кто в лесу глухом живет-
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу.
Дети. Медведь.
Воспитатель. Правильно, медведь. Вы когда-нибудь были в цирке? А цирковых медвежат вы видели? Сегодня мы с вами побываем в цирке. Мы – цирковые медвежата.
Воспитатель предлагает каждому ребенку-«медвежонку» занять стульчик – «цирковое место».
Воспитатель . Разминаемся перед выступлением.
Ходьба вокруг стульчиков (20 секунд). Бег вокруг стульчиков (20 секунд). Ходьба вокруг стульчиков (10 секунд).
Дыхательное упражнение «Дуем на лапки». Вдох, ненадолго задержать дыхание, продолжительный выдох. Повторить 2 раза.
Основная часть
Упражнение «Сильные медвежата». Исходная позиция: сидя на стуле, ноги слегка расставлены, руки в стороны. Руки поднять к плечам. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.
Указание детям: «Не наклоняйтесь вперед».
Упражнение «Умные медвежата». Исходная позиция: сидя на стуле, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклониться в одну сторону. Вернуться в исходную позицию. Наклониться в другую сторону. Вернуться в исходную позицию. По 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.
Показ и объяснение воспитателя.
Упражнение «Медвежата отдыхают». Исходная позиция: сидя на стуле, ноги слегка расставлены. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта. Выдох правой ноздрей, левая – закрыта. Повторить 3 раза.
Показ и объяснение воспитателя.
Упражнение «Хитрые медвежата». Исходная позиция: стоя, руками держаться за спинку стула. Присесть. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп медленный.
Указание детям: «Крепко держитесь за спинку стула».
Упражнение «Веселые медвежата». Исходная позиция: стоя, рядом со стулом, руки на поясе. Чередовать с ходьбой 8 прыжков около стульчика. Повторить 2 раза.
Показ ребенка.
Заключительная часть
Упражнение «Устали лапки медвежат». Массаж рук и ног– постукивание по ногам и рукам пальчиками рук (20 секунд).
Упражнение «Прощание медвежат с гостями». Наклоны вперед с глубоким выдохом (15 секунд).
Ходьба по залу (20 секунд).
Воспитатель. Медвежата заслужили вкусную награду. Но перед едой необходимо вымыть лапки.
Ребята-«медвежата» отправляются на завтрак.

«Бабочки»
(комплекс с элементами дыхательной гимнастики)

Вводная часть
Дети входят в зал. Педагог предлагает им отгадать загадку:

Не птица,
А с крыльями.
Не пчела,
А над цветами летает.
Дети. Бабочка.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем маленькими, красивыми, легкими бабочками. Бабочки проснулись. (Ходьба по залу (20 секунд).) Бабочки полетели над полянкой. (Обычный бег (20 секунд).) Бабочки устали. (Ходьба в медленном темпе (15 секунд).)
Построение врассыпную.
Воспитатель. Бабочки сели на цветы. (На пол заранее выкладывают цветы, вырезанные из линолеума.)
Дыхательное упражнение «Ветер». Вдох, вытянуть губы трубочкой, длительный выдох. Повторить 2 раза.
Основная часть
Упражнение «Бабочки машут крылышками». Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки опущены. Руки в стороны, вверх, помахать ими. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп умеренный.
Указание детям: «Широко разводите руки».
Упражнение «Бабочки отдыхают». Исходная позиция: сидя, ноги врозь, руки на поясе. Наклониться в одну сторону. Вернуться в исходную позицию. Наклониться в другую сторону. Вернуться в исходную позицию. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп медленный.
Указание детям: «Не отрывайте ноги от пола».
Упражнение «Бабочки дышат». Исходная позиция: ноги слегка расставлены, руки опущены. На счет 1, 2 -вдох. На счет 1, 2, 3, 4 -выдох. Повторить 4 раза, медленно.
Указание детям: «Выдох должен быть длиннее вдоха».
Упражнение «Бабочки засыпают». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, закрыть глаза. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп медленный.
Показ и объяснение воспитателя.
Упражнение «Бабочки радуются». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. 2–3 пружинки, 8 подпрыгиваний, чередовать с ходьбой. Повторить 3 раза.
Заключительная часть
Воспитатель. Улетели бабочки с цветков.
Бег врассыпную (20 секунд).
Ходьба (15 секунд).
Дыхательное упражнение. На счет 1, 2 -вдох; на счет 1, 2, 3, 4 -выдох. Повторить 2 раза.
Дети возвращаются в группу.

«Заинька-зайчишка»
(комплекс с элементами дыхательной гимнастики)

Вводная часть
Дети входят в зал. Воспитатель загадывает им загадку:

Маленький,
Беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
Дети . Зайчик.
Педагог надевает маску зайца и проводит зарядку.
Воспитатель. Смотрите внимательно и правильно выполняйте все упражнения. Ходьба по залу за зайчиком. (Ходьба по залу друг за другом (15 секунд).) Покажем зайчику, какие мы большие. (Ходьба на носочках (15 секунд).) Бег за зайчиком. (Обычный бег (20 секунд).) Потеряли зайчика. (Ходьба врассыпную (15 секунд).)
Построение врассыпную.
Основная часть
Упражнение «Зайка вырастет большой». Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки опущены. Подняться на носочки, руки вверх. Вдох. Опуститься на всю ступню, руки опустить. Выдох. Выдыхая, произносить: «у-х-х-х-х». Повторить 6 раз. Темп умеренный.
Указание детям: «Хорошо потянитесь, выпрямите спину».
Упражнение «Зайка греет ушки». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину. Повернуть голову направо. Вернуться в исходную позицию. Повернуть голову налево. Вернуться в исходную позицию. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп медленный.
Индивидуальные указания.
Упражнение «Зайка показывает лапки». Исходная позиция: сидя на пятках, руки за спиной. Встать на колени, руки вытянуть вперед ладошками вверх. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп умеренный.
Указания об осанке.
Упражнение «Зайчик занимается спортом». Исходная позиция: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Поднять правую ногу, согнутую в колене, хлопнуть под ней в ладоши. Вернуться в исходную позицию. Поднять левую ногу, согнутую в колене, хлопнуть под ней в ладоши. Повторить по 3 раза каждой ногой.
Индивидуальные указания.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Закладки

Харченко Татьяна ЕгоровнаУтренняя гимнастика в детском саду Введение Утренняя гимнастика для детей 3–4 лет «Воробьи-воробышки» (комплекс с элементами дыхательной гимнастики) «В гостях у солнышка» (комплекс с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения) «Киска» (комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики) «Гуси» (комплекс с элементами дыхательной и корригирующей гимнастики) Комплекс «Цирковые медвежата» «Бабочки» (комплекс с элементами дыхательной гимнастики) «Заинька-зайчишка» (комплекс с элементами дыхательной гимнастики) «Дрессированные собачки» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) «Веселые обезьянки» (комплекс с элементами дыхательной гимнастики) «Петя-петушок» (комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики) «Ежик» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) «Белочка» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) Комплекс «Поросенок Хрюша» «Зоопарк» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) «Цирк» (комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики) «Мышата» (комплекс с элементами профилактики зрительных расстройств и корригирующей гимнастики) «Поход в лес» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) «Лисичка-сестричка» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) «Зимушка-зима» (комплекс с упражнениями по профилактике зрительных расстройств и элементами дыхательной гимнастики) Утренняя гимнастика для детей 4–5 лет «Зайка-заинька-зайчишка» (комплекс с элементами дыхательной гимнастики) «Стрекозы» (комплекс с элементами дыхательной гимнастики) Комплекс «Ани недели» «Поход в осенний лес» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) «Жучки-паучки» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) «Цирковые медвежата» (комплекс с элементами дыхательной и корригирующей гимнастики) «Новогодние игрушки» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) «Смешной фотограф» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) «Скакалка-скакалочка» (комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики) «Хотим быть всегда здоровыми» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) «Поход в кукольный театр» (комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики) «Цирк» (комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики) «Добрые слова» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) «В гости клоун заглянул» (комплекс с элементами дыхательной и корригирующей гимнастики) «Мы дружные» (комплекс с элементами дыхательной гимнастики) Рекомендуемая литература

«Заинька-зайчишка» (комплекс с элементами дыхательной гимнастики)

Вводная часть

Маленький,

Беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

Дети . Зайчик.

Педагог надевает маску зайца и проводит зарядку.

Воспитатель. Смотрите внимательно и правильно выполняйте все упражнения. Ходьба по залу за зайчиком. (Ходьба по залу друг за другом (15 секунд).) Покажем зайчику, какие мы большие. (Ходьба на носочках (15 секунд).) Бег за зайчиком. (Обычный бег (20 секунд).) Потеряли зайчика. (Ходьба врассыпную (15 секунд).)

Построение врассыпную.

Основная часть

Упражнение «Зайка вырастет большой». Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки опущены. Подняться на носочки, руки вверх. Вдох. Опуститься на всю ступню, руки опустить. Выдох. Выдыхая, произносить: «у-х-х-х-х». Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Указание детям: «Хорошо потянитесь, выпрямите спину».

Упражнение «Зайка греет ушки». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину. Повернуть голову направо. Вернуться в исходную позицию. Повернуть голову налево. Вернуться в исходную позицию. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп медленный.

Индивидуальные указания.

Упражнение «Зайка показывает лапки». Исходная позиция: сидя на пятках, руки за спиной. Встать на колени, руки вытянуть вперед ладошками вверх. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Указания об осанке.

Упражнение «Зайчик занимается спортом». Исходная позиция: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Поднять правую ногу, согнутую в колене, хлопнуть под ней в ладоши. Вернуться в исходную позицию. Поднять левую ногу, согнутую в колене, хлопнуть под ней в ладоши. Повторить по 3 раза каждой ногой.

Индивидуальные указания.

Упражнение «Зайке весело с детьми». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. 8-10 подпрыгиваний, чередовать с ходьбой. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза.

Поощрения.

Заключительная часть

Зайка предлагает ребятам поиграть с ним в игру «Зайка серенький сидит». Игра повторяется 2 раза.

Дыхательное упражнение «Дуем на зайчика». Повторить 3 раза.

Дети возвращаются в группу.

«Дрессированные собачки» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики)

Вводная часть

Дети входят в зал. Воспитатель загадывает им загадку:

В будке спит,

Дом сторожит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает.

Дети. Собака.

Воспитатель. Правильно, ребята, собачка. Сегодня к нам в гости придет не простая, а цирковая дрессированная собачка.

Воспитатель надевает маску собачки.

Воспитатель. Собачка знает много разных упражнений, она и нас им научит. Запоминайте упражнения и выполняйте их правильно. Идем за собачкой. (Ходьба обычная (15 секунд).) Собачка радуется детворе. (Ходьба «змейкой», руки за головой (15 секунд).) Ребята догоняют собачку. (Бег змейкой (20 секунд).)

Ходьба обычная. (15 секунд).

Построение в круг.

Основная часть

Упражнение «Собачка приветствует гостей». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Наклонить голову вперед. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп медленный.

Указание детям: «Не наклоняйте голову резко».

Упражнение «Собачка рада детворе». Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Свести локти перед грудью. Вернуться в исходную позицию. Отвести локти максимально назад. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп медленный.

Указание детям: «Держите спину прямо и ровно».

Упражнение «Собачка веселит гостей». Исходная позиция: сидя на полу, ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выпрямиться. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Указание детям: «Не сгибайте ноги в коленях».

Упражнение «Собачка отдыхает». Исходная позиция: лежа на полу, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу. Опустить. Повторить те же движения левой ногой. По 3 раза каждой ногой. Темп умеренный.

Указание детям: «Руки от пола не отрывайте».

Упражнение «Собачка прыгает». Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки – ноги вместе, ноги врозь. Чередовать прыжки с ходьбой на месте. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза.

Указание детям: «Собачка прыгает высоко и легко».

Заключительная часть

Ходьба по залу друг за другом (20 секунд).

Бег по кругу за собачкой (15 секунд). Ходьба по кругу с одновременным повторением скороговорки:

Я несу суп, суп, суп,

А кому? – Псу, псу, псу

Повторить 3 раза.

Дети благодарят собачку за зарядку и уходят в группу.

«Веселые обезьянки» (комплекс с элементами дыхательной гимнастики)

Вводная часть

Дети входят в зал.

Воспитатель. Ребята, вы хотите поиграть?

Дети. Да!

Воспитатель. Смотрите, кто к нам пришел в гости!

Под веселую музыку в зал вбегает обезьянка, здоровается, приглашает детей поиграть с ней, раздает им ленточки.

Ходьба в колонне (15 секунд).

Ходьба приставным шагом вперед (15 секунд).

Без врассыпную (20 секунд).

Ходьба по кругу (15 секунд).

Построение в круг.

Основная часть

Упражнение «Обезьянка приветствует ребят». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклонить голову вперед. Вернуться в исходную позицию. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп медленный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Ленточки к плечам». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, в руках ленточки, руки в стороны. Руки с ленточками поднять к плечам. Вернуться в исходную позицию. Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Указание детям: «Выпрямите спину».

Упражнение «Обезьянка играет с ленточками». Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки опущены. Подуть на ленточки. На счет 1, 2 -вдох. На счет 1, 2, 3, 4-выдох. Повторить 4 раза. Темп медленный.

Указание детям: «Выдох должен быть длиннее вдоха».

Упражнение «Обезьянка показывает ребятам ленточки». Исходная позиция: сидя на пятках, руки с ленточками за спиной. Встать на колени. Повернуться направо, руки вытянуть вперед. Вернуться в исходную позицию. Повернуться налево, руки вперед. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

Указание детям: «Следите за движениями рук».

Упражнение «Обезьянка спрятала ленточки». Исходная позиция: лежа на спине, руки с ленточками подняты над головой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, спрятать ленточки под коленом. Вернуться в исходную позицию. Те же движения под другой ногой. Вернуться в исходную позицию. Повторить по 3 раза каждой ногой. Темп умеренный.

Индивидуальные указания.

Упражнение «Обезьянке весело с ребятами». Исходная позиция: ноги слегка расставлены, руки на поясе. 6–8 подскоков чередовать с ходьбой. Повторить 2 раза.

Поощрения.

Заключительная часть

Ребята показывают обезьянке, какие упражнения они могут выполнять с ленточками.

Ходьба по кругу с различным положением рук (ленточки к плечам, за спину, в стороны) (20 секунд).

Дыхательное упражнение «Дуем на обезьянку» (20 секунд).

Обезьянка благодарит детей, желает им приятного завтрака и убегает.

Дети возвращаются в группу.

«Петя-петушок» (комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Вводная часть

Дети входят в зал. Педагог предлагает им отгадать загадку:

Раньше всех встает,

«Ку-ка-ре-ку» поет.

Дети. Петушок.

Педагог надевает шапочку петушка и проводит зарядку.

Воспитатель. Покажем петушку, как мы умеем ходить.

Ходьба в колонне по одному (15 секунд).

Ходьба на носочках (10 секунд).

Ходьба с высоким подниманием колен (10 секунд).

Воспитатель. Убегаем от петушка.

Бег врассыпную (15 секунд).

Ходьба обычная (10 секунд).

Построение врассыпную.

Основная часть

Упражнение «Петушок ждет гостей». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Повернуть голову в одну сторону. Вернуться в исходную позицию. Те же движения в другую сторону. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп медленный.

Указания об осанке.

Упражнение «Петушок показывает крылышки». Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Одну руку вытянуть вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в исходную позицию. Те же движения другой рукой. Повторить 3 раза каждой рукой. Темп умеренный.

Указания об осанке.

Дыхательное упражнение «Петушок». Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки опущены. Поднять руки в стороны и, опуская, хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить: «Ку-ка-ре-ку!» Повторить 3 раза. Темп умеренный.

Упражнение «Петушок клюет зернышки». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Присесть, указательным пальцем постучать по полу, приговаривая: «Клю-клю-клю!» Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Указание детям: «Хорошо выпрямите спину после приседания».

Упражнение «Петушок прячет крылышки». Исходная позиция: сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Наклониться вперед, руки положить на живот. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Индивидуальные указания.

Упражнение «Петушок радуется». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 8-10 подпрыгиваний, 8-10 шагов. Повторить 3 раза. Дыхание произвольное.

Указание детям: «Прыгайте высоко и легко».

Заключительная часть

Ходьба в колонне по одному (10 секунд).

Медленный бег врассыпную (20 секунд).

Дыхательное упражнение. Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены. Руки поднять через стороны вверх, хорошо потянуться. Наклониться и при выдохе громко сказать: «Ух!». Повторить 2 раза.

Дети благодарят петушка и возвращаются в группу.

Утренняя гимнастика в детском саду.

Пожалуй, нет такого человека, который бы не знал, что такое утренняя гимнастика, однако не все ее выполняют. А между тем проведение утренней гимнастики играет большую роль в формировании двигательных качеств личности, организованности, умении планировать свою деятельность и в психическом развитии в целом.

Что же такое утренняя гимнастика ?

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.Для того чтобы создать положительную эмоциональную атмосферу рекомендуется сопровождать все движения музыкой, веселыми песенками или стишками. На мой взгляд, ребенку приятно услышать песенку про зарядку из мультфильма «Зарядка для хвоста».

Утренняя гимнастика способствует :

Устранению некоторых последствий сна (отечность, вялость, сонливость

и т.д.);

Увеличению тонуса нервной системы ребенка;

Усилению работы всех органов и систем организма (сердечно-сосудистой,

дыхательной, систем желез внутренней секреции и других);

Оздоровлению организма в целом;

Развитию физических качеств и способностей детей;

Закреплению двигательных навыков.

Благодаря утренней гимнастике вы плавно одновременно быстро повысите умственную и физическую работоспособность, улучшите настроение и подготовите организм к нагрузке предстоящего дня ребенка.

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.Старшее дошкольники должны знать, что оздоровительное воздействие утреней гимнастики усиливается, если она проводится на открытом воздухе и сопровождается водными процедурами (умывание, обливание).

Утренняя гимнастика должна проводится до завтрака, в течении 10-12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).В течении всей утреней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в облегченной одежде, если теплый пол, то можно босиком, это полезно.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть предварительно разучены на физкультурных занятиях и хорошо знакомы детям. В старших группах важно требовать от детей качественного выполнения каждого упражнения.

Детская гимнастика в домашних условиях тесно связана с трудовым воспитанием. Двигательные навыки, образуемые у ребенка в процессе выполнения упражнений, надо применять в простом, неутомительном физическом труде. Следует приучать дошкольника к элементарному самообслуживанию (уборке постели, встряхиванию одежды) и выполнению таких легких работ по дому, как поливание цветов, вытирание пыли и подметание пола.

Занимаясь физическими упражнениями с детьми, необходимо тщательно следить за их здоровьем, обращать внимание на внешний вид, настроение, самочувствие ребенка, утомляемость, аппетит, общее поведение и сон. Своевременно проводить медицинский осмотр, записывать рост, вес, окружность грудной клетки, что позволит следить за его правильным развитием.

Утренняя гимнастика, предупреждает нарушение осанки и деформации скелета, плоскостопие, хорошо укрепляет весь организм и повышает сопротивляемость его к различным заболеваниям. Следует помнить, что разнообразные движения, выполняемые ребенком, воспитывают у него ряд жизненно необходимых навыков в ходьбе, беге, метании и т.д., потребность в занятии физическими упражнениями. Дети становятся более подвижными и ловкими, выполняют движения согласованнее и точнее.

Традиционный комплекс утренней гимнастики .

Традиционный комплекс утренней гимнастики выполняется в следующей последовательности:

1. непродолжительная ходьба разного вида, постепенно переходящая в бег;

2. непрерывный бег в умеренном темпе (1,5-3 минуты);

3. разные построения;

4. упражнения общеразвивающего воздействия (5-7 упр.);

5. бег (30 сек.);

6. подскоки на месте;

7. непродолжительная ходьба с дыхательными упражнениями.

Широко должны применяться общеразвивающие упражнения как с пособиями, так и без них. Упражнения проводятся из разных исходных положений – стоя на коленях, сидя, лежа на животе.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течении одной, двух недель в зависимости от сложности его содержания. Воспитатель кратко и четко объясняет задание, напоминает исходное положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений. В старших группах объяснение упражнений сочетается с показом только в самом начале освоения комплекса. Дети к шести годам должны научиться выполнять все упражнения комплекса утренней гимнастики по слову воспитателя, запоминать и воспроизводить самостоятельно в правильной последовательности, действовать энергично, сообразуясь со своими возможностями. После двух-трех повторений дети должны самостоятельно воспроизводить целиком весь комплекс. Во время проведения утренней гимнастики желательно музыкальное сопровождение. Это создает положительный эмоциональный тон.

При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить о вариативности их содержания характера.

Наряду с традиционным типом утренней гимнастики в практику дошкольных учреждений могут быть внедрены разные ее варианты, отличающиеся от традиционного комплекса по содержанию и методике проведения.

Это варианты :

1. утренняя гимнастика игрового характера;

2. утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий;

3. утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек;

4. утренняя гимнастика с музыкально-ритмическими движениями;

5. утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.

Утренняя гимнастика игрового характера .

В нее могут быть включены 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности «(Парный бег», «Удочка», «Сделай фигуру») или 5-7 упражнений имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают», «цапля стоит на одной ноге и достает лягушку», «птичка машет крыльями» и т.д. Можно создать целый сюжет из имитационных упражнений. В конце предлагаются дыхательные упражнения.

Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий.

Использование полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличение нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, быстро собираются и разбираются. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий. Например, легко составить такую полосу препятствий: пройти по кирпичикам, перешагивая и перепрыгивая через них, вбежать на наклонный мостик и спрыгнуть с него, подлезть под дуги разных размеров, прокатить цилиндр, попрыгать на батуте и т.д.В конце предлагаются дыхательные упражнения.

Утренняя гимнастика с включением оздоровительных проб ежек.

Этот тип утренней гимнастики проводится обязательно на воздухе, во время приема детей (небольшими группами по 5-7 человек). Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего действия. Затем дается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300м (один - два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года.В конце предлагаются дыхательные упражнения.

Утренняя гимнастика с использованием простейших тре нажеров.

Использование простейших тренажеров помогает существенно оптимизивовать и разнообразить физкультурно -оздоровительные занятия с детьми. Можно использовать гантели, детские экспандеры, резинки и т.д.

В конце занятия предлагаются дыхательные упражнения.

Утренняя гимнастика с использованием

музыкально-ритмических движений .

Поле деятельности для творчества движений и разнообразие музыки.

Утренняя гимнастика .

Упражнения, включаемые, в утреннюю гимнастику для ребенка могут быть разными, но главное, чтобы они развивали организм и выполнялись в определенной последовательности. Еще одним из важных пунктов при выполнении гимнастики является то, что нужно не просто выполнить все упражнения, а важно следить за дыханием ребенка. Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох – медленным и продолжительным через рот.

Начинать гимнастику следует с ходьбы (можно на месте) или легкой пробежки «трусцой» - это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.

Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.

Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.

Третье упражнение – различные наклоны вперед и назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины, живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.

Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.

Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.

Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.

Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.

Восьмое упражнение – последнее, медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.

Это так называемый «скелет» или схема упражнений для любой гимнастики, естественно вы можете дополнить ее своими упражнениями.

Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.

Утренняя гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10-12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега

(иногда несложные игровые задания). Это небольшая разминка.

Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.

При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине, на животе), так как статистическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка.

В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:

1. упражнения на восстановление дыхания.

2. Пальчиковые гимнастики.

3. Упражнения для глаз.

4. Упражнения для профилактики плоскостопия, массаж, самомассаж и другие.

Утренняя гимнастика пройдет эффективнее и увлекательней в сопровождении музыки. Музыка создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции, снижает психоэмоциональное напряжение.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.

В продолжение темы:
Выплаты, льготы и компенсации

Борис и Глеб - первые канонизированные святые, страстотерпцы, во имя мира отказавшиеся от братоубийственной войны, во время которой были убиты, не оказывая...

Новые статьи
/
Популярные