Во сколько груднички начинают видеть. Когда новорожденный начинает видеть?

Вопрос о том, когда начинает слышать новорожденный ребенок, является противоречивым:

  • одни считают, что слух начинает формироваться уже с 15 недели беременности;
  • другие, что ребенок может слышать звуки только к концу третьего триместра.

Точно доказано, что малыш слышит материнское сердцебиение, звуки снаружи. Именно поэтому для гармоничного развития ребенка рекомендуется читать ему сказки, петь спокойные колыбельные песни, а также слушать красивую музыку.

К концу первого месяца жизни у ребенка окончательно сформировывается слух. Когда малыш начинает слышать мамин или папин голос, свое имя, или просто приятную музыку, то он обязательно будет прислушиваться.

К концу третьего месяца, ребенок уже точно слышит и узнает мамин голос, начинает поворачивать голову в сторону шума. Резкие звуки могут заставить новорожденного вздрагивать.

Как слышит новорожденный ребенок ?

Малыш может различать речь или звуки по нескольким признакам:

  1. Скорость речи. Новорожденный ребенок начинает активнее себя вести, если речь, обращенная к нему, ускоряется. И наоборот – спокойный, монотонный разговор быстро его успокаивает.
  2. Очень важна для ребенка и интонация. Резкий, грубый разговор может заставить малыша плакать. Ласковая манера общения, которую слышит кроха, доставит ему радость.
  3. Малыш в состоянии разделять звуки на любимые и нет. Кроме того, увлекшись любимой погремушкой, новорожденный может не слышать ничего вокруг. Это нормально и пугаться этого не следует.

Проверка слуха у новорожденного

Молодые мамы часто переживают за слух ребенка. Как проверить слух у новорожденного, и когда можно это сделать?

Возьмите колокольчик или тихую музыкальную игрушку. Звук должен быть незнаком для новорожденного. Незаметно подойдите к малышу сбоку и тихо включите музыку или позвените колокольчиком.

Даже ребенок в возрасте месяца даст понять своей мимикой, услышал ли он шум. Малыш же старше двух месяцев обязательно повернет глазки в сторону источника звука.

Если малыш спит, то в это время также можно использовать для проверки слуха. Только нужно выбрать время, когда новорожденный только уснул и находится в стадии так называемого «быстрого» сна.

Нужно тихо подойти к кроватке крохи и тихонько потереть руки или кашлянуть. Малыш среагирует движениями глазных яблок, вздохом или вскидыванием ручек.

Ни в коем случае нельзя издавать громкие, резкие звуки. Они могут испугать ребенка!

Первая проверка слуха у новорожденного происходит еще в роддоме. Делается это специальным аппаратом и называется слуховым скринингом. К сожалению, очень часто данная процедура проводить исключительно для галочки и иногда врачи упускают нарушения слуха ребенка.

Есть и другой фактор – аппарат для проверки выдает только результат, участвуют ли специальные волосковые клетки в передаче звука. А ведь в этом процессе задействовано огромное количество клеток.

Есть и другой метод для проверки – проверка слуха при помощи компьютера (аудиометрия). При такой методике в слуховой проход малыша вводят датчики, которые посылают определенный импульс. При этом фиксируется, подает ли слуховая система новорожденного ответы на раздражение. Такая проверка проходит во время сна и не доставляет неудобств. При подозрениях на нарушение слуха лучше всего пройти проверку именно на таком аппарате.

Поэтому в первые месяцы жизни родители должны тщательно следить за развитием слуха ребенка. Итак, на что нужно обращать пристальное внимание?

  • В возрасте двух недель новорожденный не вздрагивает при громких звуках.
  • В возрасте одного месяца ребенок никак не реагирует на звук сзади него. В этот период новорожденный должен поворачивать головку.
  • В три месяца малыша не успокаивает голос мамы. Можно заметить, что он его не слышит и никак не реагирует.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок должен поворачивать голову в сторону незнакомого шума. Если реакции нет, следует обратить на этот факт внимание педиатра.
  • В возрасте двух-четырех месяцев, ребенок не подражает звукам.

Изначально эта проверка предназначена для выявления повреждения спинного мозга в шейном отделе, однако и информацию о слухе новорожденного тоже дает. Ведь если он не услышит хлопков, значит слуховая система не работает.

Какие факторы могут привести к нарушению слуха?

Статистика говорит, что количество детей с нарушениями слухового аппарата растет. Причин тому огромное количество:

  1. Плохая наследственность. Если родители, бабушки или дедушки новорожденного страдали нарушением слуха, то в 50 процентах случаев это передается ребенку.
  2. Курение во время беременности, употребление алкоголя. Даже малые дозы спиртного могут привести к нарушению развития органов слуха и зрения ребенка. То же самое касается и сигарет.
  3. Сахарный диабет у матери, нарушение функций щитовидной железы, гестоз и другие патологии беременности.
  4. Употребление антибиотиков во время беременности, лечение другими серьезными лекарственными препаратами.
  5. Стремительные или наоборот, затяжные роды, применение акушерских щипцов.
  6. Вирусная или бактериальная инфекция у мамы во время беременности. Например, токсоплазмоз в 45 процентах случаев может привести к снижению слуха.
  7. Частые отиты и воспаления среднего и внутреннего уха. Чтобы избежать частых болезней и простуд, необходимо закалять ребенка и укреплять его иммунитет. Подробнее об этом смотрите в курсе >>>

Как развивать слух у малыша?

Чтобы развить слух у новорожденного, достаточно постоянно разговаривать с ним спокойным тоном, четко выговаривая все слова. Кроме того, современные музыкальные игрушки также направлены на тренировку слуха. Разные звуки в них – пение птиц, шелест листвы, спокойные песенки – отлично тренируют слух малыша и учат его различать звуки окружающего мира.

Очень полезно для ребенка слушать разнообразную музыку. Сейчас можно приобрести диски или же скачать из Сети различные детские песенки и классические композиции. Можно ставить ребенку записи шума моря, звуков леса и т.д. Такие записи есть и в детских игрушках. Например, в продаже есть детские ночники с записью различных успокаивающих песенок и звуков.

В доме, где проживает ребенок, не должно быть никаких скандалов и повышения голоса. Излишне громкая и раздражающая музыка также под запретом. Следите за тем, чтобы в квартире не работал «фоном» телевизор. Постоянный звук отвлекает ребенка и раздражает его нервную систему. И в то же время нельзя приучать ребенка к полной тишине, например, во время сна. Такие детки гораздо сильнее пугаются внезапных громких звуков, например, если сосед начал сверлить стену.

Ребенок, который нормально развивается, будет , лепетать и стараться повторить слова, обращенные к нему.

Любите малыша и следите за его развитием.

Когда кроха появился на свет у мам и пап возникает множество вопросов: сколько новорожденный должен спать, как часто его следует кормить, в каком возрасте он начинает хорошо видеть и слышать и многие другие. Бытует мнение, что в первые часы после рождения младенцы ничего не видят, но это не так. Дети появляются на свет с уже врожденной способностью видеть. Но зрение, как и слух, у них развито лишь частично и за первый месяц грудничок, полностью овладев этим навыком, начинает видеть. Это естественный защитный механизм новорожденного от излишних потрясений и стрессов. Ведь 9 месяцев ребенок находился в мамином животике в темноте и тишине, а сразу после рождения оказывается в шумном мире с ярким слепящим светом.

Новорожденные в первые часы своей жизни видят этот мир расплывчатым и, словно в тумане, ориентируясь в основном на светлое и темное. Яркий свет раздражает их, и малыши щурятся, открывая глазки лишь изредка. А бывает и наоборот, когда кроха первый час после рождения лежит с открытыми глазками. Его взгляд внимательный и заинтересованный.

Особенности зрения

Следующие несколько дней после рождения ребенок проводит в основном с закрытыми глазами, открывая их лишь изредка и ненадолго. Это вполне обычное явление и не должно стать поводом для беспокойства, так как месяц пролетит незаметно.

Новорожденный видит крупные яркие предметы, расположенные от него на небольшом расстоянии (примерно 20-25 см). При кормлении грудью, глаза мамы находятся именно на таком расстоянии от младенца.

В первые недели жизни ребенок видит, но не задерживает свой взгляд на предмете более нескольких секунд. Связано данное явление с тем, что младенец пока еще не умеет фокусироваться.

Иногда маму может напугать небольшое скашивание взгляда новорожденным. Причин для паники здесь нет, просто малыш еще не научился видеть обоими глазками одновременно. Периодически такое явление можно наблюдать до достижения малышом 6 месяцев. Когда ребенок постоянно скашивает взгляд – лучше обратиться к офтальмологу.

В первый месяц жизни ребенок умеет выделять крупные предметы из общей туманной картины окружающего мира. Когда кроха станет взрослее он с интересом начинает наблюдать за перемещением предметов, а также за передвижением родителей по комнате.

В возрасте 3-4 месяцев грудничок следит за движущимися игрушками. Он начинает различать желтый и красный цвета (педиатры рекомендуют выбирать погремушки именно таких оттенков). В полугодовалом возрасте малыш разглядывает мелкие предметы. Он начинает узнавать «своих» (людей, которых видит наиболее часто).

Что любят рассматривать малыши


Грудные дети очень любят смотреть на лица людей. Больше всего им нравится рассматривать маму и папу – есть в их лицах что-то чарующее. Причем лицо папы зачастую вызывает у малыша больший интерес, поскольку имеет более четкое очертание, да и если папа весь день на работе, то малыш видит его в несколько раз меньше чем маму.

Следующим по приоритету после лиц у новорожденных идут черно-белые картинки и фотографии.

Грудные дети весьма привередливы в выборе рассматриваемых объектов. К примеру, если малыш до недавнего момента видел маму только в очках, а через какое-то время она их снимет, ребенок может засомневаться мама ли перед ним пытаясь осознать произошедшие изменения. Это еще раз подтверждает, что новорожденный запоминает лица родных.

Чтобы кроха мог лучше видеть мамино лицо, его следует держать на руках вертикально. В таком положении ему легче сфокусировать свой взгляд.

Не удивительно, что молодые родители беспокоятся о состоянии своего малыша, тревожатся за его физическое и умственное развитие. У них возникает множество вопросов, например, почему он не реагирует на шум, не замечает вошедшего в комнату человека, что он вообще видит и слышит?

Однако детские врачи с уверенностью утверждают, что основательных причин для беспокойства нет, и в данной статье они пояснят, почему.

Ребенку внутри маминого животика очень комфортно, там тепло и темно. А при рождении малыш попадает в совершенно новый мир, который полон света, красок, движения и звуков. Природа в этом случае поступает очень правильно: она защищает маленького беззащитного человечка от возможных стрессов при резкой смене «обстановки». Соответственно, все функции малыша развиваются естественно на протяжении нескольких месяцев (слух, зрение, двигательная активность).

Когда ребенок начинает слышать

С первых дней жизни малыш замечает исключительно большую громкость, не обращая внимания на звуки пылесоса и телевизора, негромкие разговоры.

А вот с помощью погремушек и прочих предметов, которые издают достаточно громкие звуки, можно проверить слух младенца. Однако нужно не перестараться, чтобы не напугать малыша. Разговаривать с ним следует сначала громко, потом тихо, изменять громкость речи, интонацию, чтобы увидеть следующее:

  • выраженные изменения в лице;
  • активные движения ножками и ручками;
  • движения головки, «поиск глазами»;
  • вздрагивание;
  • замирание;
  • изменение выражения личика.

А вот если ребенок заплачет или у него появятся судорожные движения, то это говорит о том, что он испугался незнакомых звуков: когда кто-то слишком громко или грубо разговаривал, незнакомого голоса или и вовсе крика. Но не стоит опасаться чересчур резкой реакции малыша, потому как у него обострена чувствительность. Поэтому специалисты советуют в первые дни всем членам семьи и гостям вести себя сдержаннее, спокойнее и ровнее.

Итак, ребенок начинает слышать сразу же после рождения, а вот реагировать на источники звуков поворотом головы уже к третьему месяцу. Если внимание малыша чем-то увлечено, он также может никак не реагировать на прочие раздражители, и это считается вполне нормальным явлением.

Необходимо как можно больше общаться с крохой, петь, включать детские мелодии или песенки, рассказывать стихотворения, потешки и сказки. Все перечисленное оказывает влияние не только на развитие его возможности слышать, но и на формирование речи в дальнейшем.

Когда ребенок начинает видеть

То, что дети могут видеть сразу же после рождения, правда, и в этом не стоит даже сомневаться. Однако их видение расплывчатое из-за адаптации к новым условиям, и этому факту имеются подтверждения в виде многочисленных исследований. Поэтому не нужно переживать, если малыш не очень часто открывает глаза, часто щурится.

Показатель остроты зрения новорожденного гораздо ниже, нежели у взрослого человека, и находится на уровне 0,005-0,015. В первый месяц он поднимется до 0,01-0,03, и связано это с формированием сетчатки и глазного яблока, центров головного мозга. Участок сетчатки, который отвечает за стопроцентное зрение, у новорожденного человечка отсутствует.

Когда происходит формирование зрения у новорожденного

Зрение малышей формируется следующим образом:

  1. С момента рождения: малыш имеет способность различать свет и темноту, видит все в серых тонах.
  2. Первый месяц: начинает отличать крупные предметы на размытом фоне.
  3. Второй месяц: способен следить за большими предметами и людьми, которые движутся. В данном возрасте происходит формирование центрального зрения. Взгляд начинает фокусироваться, но на предмете пока не замирает.
  4. Третий месяц: наступает время, когда ребенок четко глядит на игрушки, даже если они движутся. Способен выделить такие цвета, как желтый и красный.
  5. Четвертый месяц: малыш хватает ручками и зрительно изучает погремушки, свои пальчики.

На данном этапе правильно оценивать расстояние между предметами, их объем пока не удается, однако уже различает цвета в чистом виде, в отличие от их оттенков. Взгляд уже хорошо фокусируется, ребенок вполне хорошо видит.

  1. Пятый месяц: малыш различает хорошо все цвета, способен быстро находить предметы, с охотой тянет их в рот, что говорит об улучшении координации «глаза-руки».
  2. Шестой месяц: ребенок узнает родственников, обращает внимание на небольшие предметы. Уровень световой чувствительности глаз развит уже на 2/3 части от уровня взрослого человека.
  3. Седьмой-восьмой месяца: активно знакомится и различает геометрические формы.
  4. С восьмого по двенадцатый месяц: полное распознание предметов, как целиком, так и по частям. Ребенок учится находить предметы, находящиеся в поле зрения, и строить между ними связь, различает цветовые оттенки. Его возможность видеть становится «взрослой».

В первые дни жизни младенца его веки преимущественно полузакрыты. Из-за этого некоторые мамы ошибочно полагают, что их ребенок ничего не видит. На самом деле, малыш начинает рассматривать окружающий мир сразу после своего появления на свет, просто его зрение имеет ряд существенных отличий, о которых должны знать все заботливые родители.

В первые недели жизни кроха видит окружающий мир размытым, не задерживает взгляд на одном объекте более нескольких секунд, и не способен видеть далеко.
Младенцы с удовольствием рассматривают контрастные рисунки с четкими контурами, а также человеческие лица.
Играя с малышом в «гляделки», вы развиваете его мимику, воображение и образное мышление.

Особенности зрения новорожденных

Вполне нормальным считается то, что в течение первых дней жизни ребенок лишь изредка и ненадолго открывает глаза. Он видит окружающий мир расплывчатым и щурится от яркого света, как и любой человек, вышедший из темноты. Поэтому новорожденному не стоит находиться в помещениях с ярким освещением.

Оказывается, младенцы после рождения не могут видеть далеко. Оптимальное расстояние, на котором новорожденный рассмотрит все необходимое, обычно составляет 20-25 см. Приблизительно в такой отдаленности находятся глаза ребенка от глаз матери .

На что любят смотреть младенцы?

Дети, недавно появившиеся на свет, любят рассматривать яркие рисунки с четкими контурами и деталями. Это могут быть черно-белые портреты, различные геометрические фигуры, узоры в клетку или полоску.

Однако самым любимым объектом изучения новорожденного по праву считается человеческое лицо. Ребенок с удовольствием рассматривает маму и папу, сохраняя их образы в своей памяти. Уже в самом раннем возрасте ребенок отчетливо реагирует на изменения, произошедшие с привычными ему картинками. К примеру, если папа постоянно показывался ему на глаза в очках, а потом снял их, то новорожденный отреагирует на эти изменения более пристальным вниманием.

Играя в «смотрелки» с ребенком, вы обмениваетесь с ним эмоциями и развиваете его способность видеть и чувствовать. Поэтому чаще улыбайтесь и не скупитесь на эмоции, ведь все они влияют на настроение малыша.

Несфокусированный взгляд

Глубина восприятия и бинокулярное зрение, то есть, способность видеть одновременно двумя глазами, развиваются у детей постепенно в течение первых месяцев жизни. У новорожденного зрительный образ не всегда попадает в одно и то же место сетчатки глаз, поэтому практически все родители замечают, что периодически их . Примерно к шестому месяцу жизни взгляд малыша становится более сфокусированным и косоглазие проходит. Если вы замечаете, что глазки малыша косят и в дальнейшем, обратитесь к врачу.

Учимся разглядывать

В первые недели жизни ребенок редко задерживает взгляд на одном объекте более нескольких секунд. Лишь к четвертому месяцу малыш научится сосредотачиваться на предмете, а не скользить по нему глазами. Делать это ему гораздо проще в вертикальном положении. Поэтому прежде, чем начать игру в «гляделки», возьмите ребенка на руки и поставьте столбиком, аккуратно поддерживая его головку. Перемещайте погремушку или небольшую цветную игрушку перед ним медленно влево-вправо, останавливая на несколько секунд, чтобы малыш мог зафиксировать взгляд.

Постепенно к этому простому упражнению можно добавить перемещение «ближе-дальше» и более сложные траектории. Если ребенок отвлекается, переключитесь на что-то другое и вернитесь к «тренировкам» для глаз позже. 

Впервые взяв своего новорожденного ребенка на руки, мир новоиспеченной мамы переворачивается с ног на голову. Этот крошечный комочек – настоящий человек в миниатюре, он еще так неумело открывает глазки и смотрит на мир вокруг. Бытует мнение, что в течение первых недель ребенок плохо видит и практически не слышит ничего вокруг. Насколько верно это утверждение, и когда грудничок начинает видеть и слышать после рождения, рассмотрим в нашей статье.

Умение видеть и слышать: когда проявляются способности малыша

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни претерпевает целый ряд изменений. Малыш рождается со зрением, называемым периферическим. Периферическое зрение дает возможность видеть те области, которые расположены по бокам от младенца. Постепенно ребенок овладевает способностью фокусировать свой взгляд на точке, расположенной по центру его поля зрения.

К концу первого месяца жизни зрение развивается до следующего уровня:

  • малыш способен останавливать свой взгляд на предметах, находящихся вблизи на расстоянии до 30 см;
  • родители могут заметить, что моментами глаза малыша будто “разбегаются”, время от времени ребенок может косить глазами;
  • младенец предпочитает рассматривать контрастные узоры, но больший интерес у него вызывают черно-белые картинки;
  • ребенок с удовольствием рассматривает человеческие лица.

Ребенок, которому от роду всего несколько дней, очень чувствителен к яркому свету. Его зрачки имеют очень маленький размер, это предусмотрено самой природой, – так внутрь глаза не проникает избыток световых лучей. По достижению двухнедельного возраста зрачки уже начинают постепенно расширяться. Это дает младенцу возможность воспринимать уже более широкий спектр света и теней.

Новорожденный ребенок видит окружающую его обстановку с определенными особенностями:

  • в первые недели после рождения грудничок еще не задерживает свой взгляд на предметах более чем на 5 секунд;
  • новорожденный может “скашивать” взгляд по той причине, что использование двух глаз одновременно – умение, которое постигается в течение ближайших 6 месяцев. Грудному ребенку на первых порах еще трудно контролировать свое зрение;
  • после 4 недель жизни малыши начинают видеть лучше и способны хорошо сфокусировать свой взгляд на ярком предмете, но лишь ненадолго, больше “скользя” глазами по его поверхности.

Сетчатка также ежедневно тренируется и развивается, и по мере “взросления” этой светочувствительной ткани улучшается способность ребенка определять более сложные узоры.

Особенности слуха у новорожденных

Первая проверка слуха у грудничка будет проведена еще в роддоме, сразу после появления на свет. Отвечаем на вопрос, когда начинают слышать новорожденные дети, – здоровый малыш начинает слышать голоса и звуки в первые дни своего рождения. Более того, детки не только слышат то, что их окружает, но и способны запоминать некоторые из звуков.

Интересный факт! Если во время беременности на последних сроках вы читали вслух сказки, то после рождения, услышав вновь именно эти истории, ребенок может “вспомнить” их, успокаиваясь и прислушиваясь к вашему голосу.

Развитие слуха грудного ребенка к концу первого месяца жизни:

  • слух младенца полностью развит;
  • малыш способен распознавать некоторые из звуков;
  • ребенок поворачивает голову в сторону знакомого голоса или источника звука.

В первый месяц жизни младенец будет прислушиваться к человеческим голосам с большим вниманием. Можно заметить, что если обратить к малышу свою речь, “агукать” с ним, он повернется к вам, чтобы вы были в его поле внимания и будет внимательно слушать ваш голос. Именно поэтому, задаваясь вопросом, через сколько дней дети начинают видеть и слышать, будьте уверены – грудной ребенок видит и слышит вас с самого рождения.

Любимые предметы – привлекаем взгляд крохи

Больше всего младенцу нравится разглядывать предметы, расположенные прямо перед ним на расстоянии 20-38 см. Это могут быть погремушки разных цветов, либо развешенные вдоль бортиков кроватки картинки. Чтобы наладить с грудничком контакт и помочь ему в умении фокусировать взгляд, можно практиковать простые и полезные упражнения.

  • Учим удерживать взгляд на предмете. Для развития данного умения нужно осторожно поворачивать голову малыша из стороны в сторону, при этом удерживая его взгляд обращенным на ваше лицо. Обязательно сопровождайте упражнение эмоциями – улыбкой, подмигиванием, напеванием.

На заметку! Данное упражнение можно проводить также с использованием игрушки. Покажите ребенку предмет яркого цвета (оранжевый, красный), и медленно перемещайте его влево-вправо или сверху вниз. Предмет должен быть довольно крупным по размеру. Игрушку держите на расстоянии, на котором ребенок может сфокусировать свой взгляд. Со временем движение предмета можно убыстрять и использовать более мелкие предметы для упражнения.

  • У детей 2-3 недель жизни лучше получается фокусировать взгляд на предметах в вертикальном положении. Почаще носите ребенка на руках, пусть даже в первое время вам будет казаться, что малыш ничего вокруг не рассматривает. Грудничку нужно время, чтобы он сосредоточился на предмете. Не торопясь, дайте младенцу время рассмотреть яркие предметы в обстановке.
  • Тренируйте зрение ребенка с помощью игрушек разных цветов, показывайте ему изображения простых лиц, яркие контрастные полосы, круги, клеточки. Органы зрения малыша развиваются очень быстро, и совсем скоро он сможет уловить разницу между красным, голубым и желтым цветами.

К концу первого месяца жизни ребенок сможет ненадолго фокусировать взгляд на предметах, удаленных от него на расстояние в 90 см. В это время самое время повесить над кроваткой весёлую подвеску или поющую карусель – они, несомненно, привлекут внимание малыша.

В продолжение темы:
Выплаты, льготы и компенсации

Борис и Глеб - первые канонизированные святые, страстотерпцы, во имя мира отказавшиеся от братоубийственной войны, во время которой были убиты, не оказывая...

Новые статьи
/
Популярные