Астафьев по возвращении из далеких. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Задумайтесь, что для Вас означает слово «природа»? Красота или ресурс удовлетворения потребностей? Как природа взаимосвязана с жизнью человека? В предложенном для анализа тексте В.П. Астафьев предлагает читателю поразмышлять о проблеме бережного отношения человека к природе.

Обидев колким словом медуницу с календулой, он даже не задумался о том, какую боль он причинил растению, которое не сделало ничего плохого. Растение тоже способно обидеться, показать свой характер, все жители растительного мира что-то чувствуют. Разве может человек возвышать себя над этим хрупким миром природы? Анализируя текст, мы понимаем, что не каждому дано разглядеть душу растений. Автор с особой трепетностью и теплотой описывает красоту цветущей рябины, калины и медуницы. Он любит свой огород и готов всегда трудиться. Для него огород-это его цветущий дом, где он находит успокоение для души.

Позиция автора выражена довольно чётко. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что важно беречь природу, сохранять и оберегать ее, гордиться и восхищаться ее богатствами. Любой гриб, любое растение, животное-живое существо, которое хочет жить, существовать и не нужно ставить свои цели превыше всего.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Природа - главное составляющее нашей планеты. Без неё и вовсе не будет жизни на Земле. Ведь если раньше в индустриальном обществе люди задумывались о том, что делать с этими неисчерпаемыми богатствами природы, то сейчас всех нас волнует вопрос, как выжить с этими ограниченными ресурсами. Человек сам разрушает красоту природу, а ведь люди не должны обособляться от природы. Общество и природа должны быть в единстве.

Данная проблема волновала многих великих русских поэтов и писателей, в частности, С.А. Есенина. При прочтении его стихотворений, мы понимаем, что поэт любил любоваться природой, восхищался ее необыкновенной красотой. Стихотворение «Береза» проникнуто глубокими чувствами автора ко всему живому. Береза – это испокон веков символ России. В этом стихотворении она очень похожа на горделивую девушку, красота которой не может угаснуть даже в мороз. Поэт олицетворяет природу и дает понять, что она не просто существует в этом мире, а живёт своей жизнью («стоит береза», «горят снежинки», заря обсыпает») С.А.Есенин призывает читателей взглянуть в окно и своими глазами убедиться, насколько неповторима красота природы родного края.

Красоту природы описывал в своих произведениях знаменитый русский писатель Л.Н. Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» Природа связана неразрывно с героями, отражает состояние их души в различные моменты времени. Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, спокойствия. Так и главная героиня Наташа Ростова трепетно относится к природе. Восхищаясь красотой ночи в Отрадном, героиня не может заснуть от увиденной красоты. Мы видим, что природа обогащает героев, заполняет их душу «светом», добром, открывает глаза на истинное искусство.

Подводя итог своим размышлениям, хочется сказать, что природа дает человеку все самое необходимое для существования. Нужно не забывать о том, что охранять и оберегать природу – это долг и обязанность каждого!

ВАРИАНТ 28 ОГЭ-2015

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Жил в станице старый-престарый дед. (2)Все давно позабыли его фамилию и имя, звали просто Гриничка...

(3)Дед Гриничка любил петь песни. (4)Сядет, бывало, на завалинку, зажмёт отполированный руками костыль и начинает петь. (5)Он пел хорошо, молодым, совсем не скрипучим, как у его односельчан, голосом, пел старинные казачьи песни. (6)Закрыв глаза, закинув простоволосую белую голову чуть назад, он мог выводить целыми днями, помогая песне плавными взмахами руки.

(7)Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку. (8)Песни плыли про удалых казаков, про ворогов окаянных, про Дон-батюшку. (9)Песен Гриничка знавал много и редко когда повторял одни и те же. (10)Говорят, что дед был лихим казаком-рубакой в молодости, за удаль награждён «Георгием», был запевалой в казачьей сотне от станицы.

(11)Он пел протяжно, с надрывом и какой-то нечеловеческой грустью. (12)Приходили его слушать нередко и взрослые: сядут вокруг деда, а Гриничка, никого не замечая, как бы разговаривая с самим собой, пел и пел...

(13)Его однополчане почти все перемёрли, оставшиеся охали и болели, а он, к удивлению всех, ужился со своей старостью. (14)Многие считали, что именно песни держали дух бодрым, худое тело – прямым, а глаза – острыми и молодыми.

(15)Жил Гриничка один в полуразвалившейся, крытой соломой хате. (16)Получал пенсию за убитых на войне сыновей, изредка забегала прибраться и постирать дочь, живущая на другом краю станицы. (17)Она, говорят, несколько раз уводила к себе жить старика, но проходило время, он опять возвращался на свою завалинку.

(18)Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. (19)Казалось, смежив глаза, представлял он себя молодым, чинно сидящим за столом заполошной казачьей свадьбы, или летел он на коне в атаку. (20)Тогда он вскакивал и показывал, как рубали австрияков.

(21)Шашки вон! – командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды. (22)Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза. (23)Ребятня шмыгает носами и вытирает чумазыми ладошками большие, ещё глупые глазёнки...

(24)А Гриничка всё пел! (25)Постепенно голос его креп, старик вставал и, отмахнув корявые руки назад, как бы приглашал взглянуть на это прошлое... (26)Раскатисто, могуче пел о казачьих набегах и удалом Стеньке Разине.

(27)Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей! (28)И не приведи Бог, если он отыскивал в ком-то скрытую червоточину! (29)Ходили к нему, как на исповедь, ходили за негласным советом: как жить? (30)Чего стоишь? (31)Что можешь оста вить после себя?

(32)Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрей и чище.

(По Ю. Сергееву)*

*Сергеев Юрий Васильевич (род. в 1948 г.) – современный русский писатель. Главной темой творчества является тема Родины.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении текста содержится предположение , почему Гриничка «ужился со своей старостью»?

1) Говорят, что дед был лихим казаком-рубакой в молодости, за удаль награждён «Георгием», был запевалой в казачьей сотне от станицы.

2) Приходили его слушать нередко и взрослые: сядут вокруг деда, а Гриничка, никого не замечая, как бы разговаривая с самим собой, пел и пел...

3) Многие считали, что именно песни держали дух бодрым, худое тело – прямым, а глаза – острыми и молодыми.

4) Ходили к нему, как на исповедь, ходили за негласным советом: как жить? 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.

2) Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку.

3) – Шашки вон! – командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.

4) Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 21-23 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание -НН- определяется правилом: «В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

Ответ: ________________________________.

6. Замените книжное слово «смежив» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «казачьи набеги» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

Ответ: ________________________________.

9. Среди предложений 7-11 найдите предложение, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных конструкциях.

Его однополчане почти все перемёрли, 1 оставшиеся охали и болели, 2 а он, 3 к удивлению всех, 4 ужился со своей старостью. Многие считали, 5 что именно песни держали дух бодрым, 6 худое тело – прямым, 7 а глаза – острыми и молодыми.

Жил Гриничка один в полуразвалившейся, 8 крытой соломой хате. Получал пенсию за убитых на войне сыновей, 9 изредка забегала прибраться и постирать дочь, 10 живущая на другом краю станицы. Она, 11 говорят, 12 несколько раз уводила к себе жить старика, 13 но проходило время, 14 он опять возвращался на свою завалинку.

Ответ: ________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Много историй и сказок знал дед, 1 но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. Казалось, 2 смежив глаза, 3 представлял он себя молодым, 4 чинно сидящим за столом заполошной казачьей свадьбы, 5 или летел он на коне в атаку. Тогда он вскакивал и показывал, 6 как рубали австрияков.

Шашки вон! – командовал старик, 7 тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.

Ответ: ________________________________.

13. Среди предложений 22-28 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________.

14. Среди предложений 27-32 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, ..., слово, словосочетание, предложение... И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.В. Панова.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрее и чище». 

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька...

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой...

(По В.А. Солоухину) 191 слово

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 28 ОГЭ-2015

Проверка задания 1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе ч еловека, потом неизбежно началась отдача, выражающаяся прежде всего в украшении быта.

Потом искусство отвлеклось и перестало носить прикладной хара ктер, став радостным или горестным криком души.

Проверка заданий 2 – 14

задания

ответы

2

3

4

бесшумный

5

отполированный

6

сомкнув <или> закрыв

7

набеги казаков

8

он мог выводить

9

10

341112 <или> любая другая последовательность этих цифр

11

12

13

14

Сочинение ЕГЭ:

Часто ли вы задумываетесь о своём восприятии мира, окружающего вас? Проблему бережного, уважительного отношения ко всему «что Богом сотворено» поднимает известный писатель В.П.Астафьев в предложенном мне тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, автор описывает фрагмент из жизни своего героя. Писатель иронично повествует о том, как «доблестный хозяин» вместе со своей тёткой, невоздержанной на слова, «по-чёрному» бранил растения на своём огороде, а на следующий год увидел там голую скорбную землю. Не случайно основным композиционным приёмом текста является антитеза. Таким образом автор противопоставляет две точки зрения по этой проблеме. На примере дикой рябинки, раздавленной колёсами машин, которая отплатила герою за спасение «всей своей благодарной и тихой душой» автор показывает, что уважение к природе всегда вызовет её благодарность. И наоборот, потребительское отношение к окружающему миру (так повёл себя герой-рассказчик по отношению к календуле и медунице) чревато серьёзными проблемами. Финальным размышлением горе-огородника автор убеждает нас: ни одно действие во вред природе не проходит без последствий и поэтому очень важно глядеть вокруг и думать, прежде чем «худое слово уронить на землю».

В.П.Астафьев не сомневается: к миру, окружающему нас, нужно относиться бережно и уважительно. На мой взгляд, финальное предложение текста - это призыв писателя к каждому с просьбой задуматься о своём отношении к природе.

Мнение автора о том, что нельзя потребительски относиться к окружающему миру, не вызывает сомнения. Убедиться в том, что писатель прав, можно, обратившись к публикациям газет и журналов. Извержения вулканов, землетрясения, наводнения - это лишь небольшая часть тех катастроф - предупреждений природы человеку.

Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к сборнику новелл В.П.Астафьева «Царь-Рыба». Природа не прощает хищнического отношения к себе - в этом убеждается главный герой произведения, рыбак-браконьер Игнатьич. Оказавшись за бортом лодки бок о бок с огромным осетром, он начинает вспоминать свои грехи и понимает, что прожил жизнь неправильно,чть относился к природе хищнически, варварски и война с ней бессмысленна и губительна. Читая произведение, убеждаешься в том, что необходимо жить в гармонии с природой и относиться к ней не как к источнику дохода, а как к верному другу, который всегда придёт на помощь.

Задуматься о том, как нужно относиться к окружающему миру, помогают «Письма о добром и прекрасном» академика Д.С.Лихачёва. С точки зрения публициста, человек может соседствовать с природой, только если он бережёт её, не наносит ей неисправимого ущерба. Вместе с автором мы анализируем взаимоотношения человека и природы и понимаем, что изначально человек ухаживал за природой, создавал её красоту. Д.С.Лихачёв сожалеет о том, что СЕГОДНЯ нарушена гармония между двумя великими культурами: человека и природы. Обращение автора к молодому поколению позволяет понять, что дело каждого- восстановить равновесие между окружающим нас миром и людьми.

Текст В.П.Астафьева обращён к каждому из нас. История главного героя заставляет переосмыслить многое и понять, как важна природа в жизни человека какого бережного, почтительного отношения к себе она заслуживает.

Текст В. Астафьева:

(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябинку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.
(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятые розетки ягод. (б)Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каждое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась — глаз не оторвать! (8) А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.
(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.
(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.
(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останется, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розеток, так ни разу и не позарились.
(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают — не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.
(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут — медуница-веснянка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархатные листья — и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я — доблестный хозяин — к тётке присоединился.
(З0)Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся. (31)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (32)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку.
(33)Встал на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова. (34)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду, невестится каждую весну свободно и привольно.(35)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (З6)Пробовал посадить — одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.
(37)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую.
(По В. Астафьеву)

Вариант 24 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

Часть 2Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

(1)По возвращении домой из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне рябинами. (2)0дну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. (3)Каждый путник её бранил за то, что в неудачном месте выросла. (4)И решил я: увезу деревце в свой одичавший огород и посажу рядом с другими рябинками из питомника.(5)Два года спустя дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (6)Одной осенью особенно уж много крупных гроздей с яркими ягодами на ней появилось.

(7)И вдруг стая свиристелей* на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (8)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (9)Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. (10)Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что рядом росли, даже и не присели. (11)Думал я, что птицы непременно прилетят позже, когда корма меньше по лесам и садам останется. (12)Нет, не прилетели.

Вследующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке, а на деревца, привезённые из питомника, так ни разу и не позарились.

Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (15)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов. (16)Крепки, терпки, тайгою отдают - сохранило деревце в жилах своих сок таёжный.



(17)А вокруг рябины цветы растут - медуница-веснянка. (18)После долгой зимы первой из цветов начинает радовать глаз. (19)Первое время густо её цвело по огороду: на грядках кое-где вырастало по несколько бархатных кустиков, которые сразу же начинали цвести. (20)Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.

Тётка моя невоздержанна на слово была: взялась полоть в огороде и ну отчаянно бранить медуницу с календулой, да и я - доблестный хозяин - к тётке подсоединился и раз-другой обругал свободные неприхотливые растения.

Приезжаюследующей весной - в огороде у меня пусто, скорбная земля покрыта бурьяном, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.

Поскучнелмой огород, впору его уж участком назвать. (24)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, скромно синеющую некрупными цветами медуничку. (25)Встал я на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова.

(26)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно. (27)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (28)Пробовал сажать - одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.

(29)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую.

(По В. Астафьеву)*

Свиристель - небольшая птица отряда воробьиных, имеющая мягкое шелковистое оперение, красные наконечники перьев на крыльях и пышный хохолок на голове.Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) - русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком. В его творчестве в равной мере воплотились две важнейшие темы отечественной литературы - военная и деревенская.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

Потому что рябинку-дичку пересаживали, а цветы нет.

Потому что у растений есть душа, и грубости они не терпят.

Потому что цветы были однолетними растениями.

Потому что рассказчик попросил прощения у цветов, а у рябинки-дички нет.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.

И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой.

Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.

Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.

4. Из предложений 7-12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение».

5. Из предложений 21-24 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме».

6. Замените устаревшее слово «ныне» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «бетонная дорога», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27. Ответ:.

9. Среди предложений 26-28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения..10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Минут за десять/1* наверное/2* хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. Обработали деловые птахи дикую рябинку/3* а на те/4* что рядом росли/5* даже и не присели.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В следующие осени/1* коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес/2* они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке/3* а на деревца/4) привезённые из питомника/5* так ни разу и не позарились.

13. Среди предложений 7-12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 17-21 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной

сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г.Я. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно считать сильным», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Ответы к варианту 24 (ОГЭ-2015)

4 прилетят

5 невоздержанна

6 теперь <или> сейчас

7 дорога из бетона

10 12 <или> 21

12 12 <или> 21

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде - очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно - это нужно, действительно нужно! Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву) 138 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца Микротема1 Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости.

2 Сильный человек силён своим благородством и великодушием.

3 Учиться хорошей речи - долго, но необходимо, поскольку речь - важнейшее свойство личности.

(1)По возвращении домой из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне рябинами. (2)0дну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Каждый путник её бранил за то, что в неудачном месте выросла. (4)И решил я: увезу деревце в свой одичавший огород и посажу рядом с другими рябинками из питомника.

(5)Два года спустя дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (б)Одной осенью особенно уж много крупных гроздей с яркими ягодами на ней появилось.

(7)И вдруг стая свиристелей* на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (8)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (9)Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. (Ю)Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что рядом росли, даже и Не присели. (П)Думал я, что птицы непременно прилетят позже, когда корма меньше по лесам и садам останется. (12)Нет, не прилетели.

(13)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке, а на деревца, привезённые из питомника, так ни разу и не позарились.

(14)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (15)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов. (16)Крепки, терпки, тайгою отдают - сохранило деревце в жилах своих сок таёжный.

(17)А вокруг рябины цветы растут - медуница-веснянка. (18)После долгой зимы первой из цветов начинает радовать глаз. (19)Первое время густо её цвело по огороду: на грядках кое-где вырастало по несколько бархатных кустиков, которые сразу же начинали цвести. (20)Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.

(21)Тётка моя невоздержанна на слово была: взялась полоть в огороде и ну отчаянно бранить медуницу с календулой, да и я - доблестный хозяин - к тётке подсоединился и раз-другой обругал свободные неприхотливые растения.

(22)Приезжаю следующей весной - в огороде у меня пусто, скорбная земля покрыта бурьяном, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.

(23)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (24)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, скромно синеющую некрупными цветами медуничку. (25)Встал я на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова.

(26)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно. (27)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (28)Пробовал сажать - одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.

(29)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую.

(По В. Астафьеву)*

* Свиристель- небольшая птица отряда воробьиных, имеющая мягкое шелковистое оперение, красные наконечники перьев на крыльях и пышный хохолок на голове.

* Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) - русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком. В его творчестве в равной мере воплотились две важнейшие темы отечественной литературы - военная и деревенская.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему дикая рябинка хорошо росла и плодоносила, а цветы в огороде исчезли?»

1) Потому что рябинку-дичку пересаживали, а цветы - нет.

2) Потому что у растений есть душа, и грубости они не терпят.

3) Потому что цветы были однолетними растениями.

4) Потому что рассказчик попросил прощения у цветов, а у рябинки-дички - нет.

Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово «худое» (предложение 29).
1) дырявое 2) тощее 3) недоброе 4) испорченное

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) (2)Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.

2) (7)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой.

3) (15)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.

4) (20)Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.

Укажите ошибочноесуждение.

1) В слове ДОБЛЕСТНЫЙ согласный [т]не произносится.

2) В конце слова ГЛАЗ происходит оглушение согласного звука [з].

3) В слове БУРЬЯНОМ7 звуков.

4) В слове МЯЛОколичество звуков и букв совпадает.

Укажите слово с чередующейся безударнойгласной в корне.

1) возвращении 2) современной 3) появилось 4) растений

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

БЛОКУ!. ВАРИАНТЫ 21-24

В каком слове правописание приставкине зависит от глухости или звонкости

последующего согласного?

1) сделалась 2) разгрёб 3) рассаживались 4) взрыхлил

В каком слове правописание суффиксаопределяется правилом: «В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме»?

1) испуганно 2) привезённые 3) невоздержанна 4) отчаянно

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

Замените устаревшее слово «ныне»в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом.Напишите это слово.

Замените словосочетание «бетонная дорога»(предложение 2), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите
получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основупредложения 27.
Ответ:____________________ __.

Среди предложений 26-28 найдите предложение с обособленным приложением.
Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Минут за десять/ 1) наверное/ 2) хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. Обработали деловые птахи дикую рябинку/ 3) а на те/ 4) что рядом росли/ 5) даже и не присели.

Ответ:_______________________ .

Укажите количество грамматических основв предложении 22. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_______________________ .

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.

В следующие осени/ 1) коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес/ 2) они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке/ 3) а на деревца/ 4) привезённые из питомника/ 5) так ни разу и не позарились.

Ответ:_______________________ .

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

Среди предложений 7-12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательнымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________ .

Среди предложений 17-21 найдите сложноепредложение с бессоюзнойи союзной сочинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________ .

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Георгия Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

:<") 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается


БЛОК VII. ВАРИАНТЫ 25-28

ВАРИАНТ 25 Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так

и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слрв.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

С1.______________

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

В продолжение темы:
Выплаты, льготы и компенсации

Борис и Глеб - первые канонизированные святые, страстотерпцы, во имя мира отказавшиеся от братоубийственной войны, во время которой были убиты, не оказывая...

Новые статьи
/
Популярные