Модель развивающей среды в средней группе. Консультация "создание развивающей среды в средней группе"

Орлова Екатерина Алексеевна

Рабочая программа группы разработана на основе Адаптированной коррекционно-развивающей программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 113 комбинированного вида Невского района Санкт - Петербурга, а так же примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Воспитатель: Орлова Е.А., педагогический стаж 12 лет
Характеристика детей: общее количество детей 18, с тяжелыми речевыми диагнозами, возраст 4-5 лет, средняя группа (10- мальчиков, 8- девочек). 13 детей из полных семей, 5 ребенка имеют неполную семью.
Анализ предметно пространственной среды
В логопедической группе № 2 проведен анализ предметно -пространственной среды, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1115 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», в частности раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования «О проведении внутреннего мониторинга по исполнению в ГБДОУ «Дорожной карты Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», разделы «Создание образовательного пространства содержательно - насыщенными средствами (в том числе техническими) и материалами обучения и воспитания в соответствии с ФГОС и «Создание моделей образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями на основе ФГОС ДО», анализ предметно- пространственной среды.
Информация и сведения по изучению и анализу предметно -пространственной среды логопедической группы №2 была сформирована из следующих показателей :
  1. БЕЗОПАСНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ (ГРУППЕ).

Материалы и оборудование представленные в логопедической группе №2 воспитателем Орловой Е.А оптимально насыщены, целостны, многофункциональные, трансформирующиеся, и изменяющие среду гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие. Общаясь с детьми, педагог всегда выбирает позицию «глаза на одном уровне», тепло обращается с детьми, осуществляя тактильный контакт (обнимает, гладит по голове). Старается строить эмоционально насыщенное, содержательное общение с детьми во всех сферах деятельности. Внимательно и чутко относится к жалобам детей, используя в общении доступные детям средства коммуникации. Развивающая предметно - пространственная среда, созданная в группе, обеспечивает личностно - ориентированное воспитание и социально - эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражая осознанно - правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность, где Орлова Е.А собственным поведением демонстрирует уважительное отношение ко всем детям.
В группе преобладает атмосфера уважения взрослых к человеческому достоинству детей, формированию и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных индивидуальных возможностях и способностях. Дети в группе раскованы, положительно доброжелательно настроены друг к другу в разных видах деятельности и режимных моментах. Окружены любовью и вниманием ко всем своим нуждам и потребностям, защищены от всех форм физического и психического насилия.
В своей работе Екатерина Алексеевна опирается на поддержку родителей в воспитании детей, единстве требований по охране и укреплении их физического и психического здоровья, умению сопереживать друг другу, радоваться успехам своих близких и других детей. Проводит совместные мероприятия с родителями и детьми.
Созданная в группе и на участке развивающая предметно - пространственная среда ориентирована на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организации разнообразной игровой деятельности, эффективную организацию совместной (воспитателя и детей) и самостоятельной деятельности детей. Оборудование в группе современное, эстетичное, безопасное из здоровьесберегающих материалов (с наличием сертификатов). Это и разные строители, игры пособия, развивающие познавательную творческую активность всех воспитанников.

Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы с учетом детского восприятия. Вся мебель промаркирована в соответствии с ростом детей и соответствует их возрасту. В группе созданы условия социально- психологической комфортности и безопасности воспитательно-образовательной среды для педагогов, воспитанников и их родителей.
Созданная в группе обстановка, с уголками уединения, успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон и положительно влияет на нервную систему ребенка. Пространство группы разделено на отдельные подпространства, структурированные в определенном порядке, они отличаются индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающей среды группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться, обеспечивают освоение детьми таких видов деятельности как познавательно - исследовательская, игровая, конструктивная, театрализованная, формирование у них соответствующих возрасту умений и навыков. Такая планировка позволяет детям чувствовать себя в группе более комфортно, а воспитателю эффективно проводить индивидуальную совместную деятельность или деятельность в малых подгруппах. Все игры, пособия ярко, эстетично оформлены. Каждый ребенок может найти в группе свой «личный» уголок (свое любимое место), свою территорию.

В группе оборудованы уголки уединения «шептунчики».
Планировка и оборудование группы часто меняется в течение года вслед за изменениями индивидуальных интересов детей и уровня развития каждого ребенка. Организация помещения рассматривается как весьма важное средство обучения и воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент. Все имеющиеся в группе материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации им собственных планов и идей. Имеется свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, материалам, обеспечивающим все основные виды детской
активности.

Много игр и пособий сделано Екатериной Алексеевной (это игры многофункциональные, игры - задания, дидактические, подвижные, развивающие, игры математического содержания).
При создании предметно - развивающей среды Екатерина Алексеевна руководствовалась следующими принципами:
Принцип полифункциональности среды: предметно - пространственная среда открывает в группе множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле являясь многофункциональной. С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно условно разделено на 3 части:
- зону для спокойной деятельности;
- зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п);
- рабочую зону.
Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.

Принцип трансформируемости среды связано с ее полифункциональностью - это возможности изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в зависимости от образовательной ситуации. Это может быть и деятельность за столами и игровая ситуация с использованием любого уголка и оборудования в группе.

Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.
Изобразительные материалы, расположенные в «уголке(центре) изобразительной деятельности» могут использоваться детьми для создания художественно - творческих работ (реализация содержания образовательной области «Художественное - эстетическое развитие»); для детского экспериментирования с красками, бумагой, классификация для выкладывания из карандашей схематических и геометрических изображений (реализация содержания образовательной области «Познание»), для общения по поводу изобразительных материалов, художественного замысла содержания рисунка или поделки (реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»).

Принцип вариативности
В группе заложена возможность изменения среды в соответствии со вкусами и настроениями детей, также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора).
Комплексное оснащение воспитательно - образовательного процесса в группе обеспечивает возможность:
- организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного учреждения.
Спроектированная предметно - пространственная среда позволяет реализовать примерную основную образовательную программу дошкольного образования в полном объеме.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организация развивающей предметно - пространственной среды содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям детей средней группы и Программе, реализуемой в дошкольном учреждении. Для успешной реализации работа проводится в тесном контакте со всеми педагогами и специалистами ГБДОУ: психологом, врачом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, вторым воспитателем, физкультурным и музыкальным руководителями. Предметная развивающая среда группы соответствует требованиям ФГОС, СанПиН 2.41.1049-13, специфики воспитания и обучения детей с нарушениями речи и подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей: по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию. НОД проводится небольшими подгруппами по времени, соответствующему возрасту детей и СанПиН 2.41.3049-13. Задания даются сразу всем детям, но учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются и в ходе реализации других областей. Предметно -развивающая среда группы способствует реализации основных направлений развития детей: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Екатерина Алексеевна организовала предметно-развивающие пространства в группе с учетом основных направлений развития ребенка-дошкольника, где можно организовывать с НОД режимные моменты и самостоятельную деятельность детей:

Направления
развития ребенка
Развивающие центры (уголки, зоны)

Речевое развитие
Логопедический уголок, который содержит
игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма;


Социально-коммуникативное развитие
уголок сюжетно-ролевой игры;
уголок ряженья;
театрализованный уголок;
уголок «уединения» («шептунчики»);
уголок безопасности и здоровья;

Познавательное развитие
книжный уголок;
уголок «Мой любимый город»;
уголок экспериментирования;
уголок природы;
уголок «Юный математик»;
уголок строительно-конструктивных игр

Художественно-эстетическое развитие
уголок изо деятельности, где размещают материалы по ознакомлению с искусством, материалы для детской изобразительной деятельности;
музыкальный уголок;
Физическое развитие физкультурный уголок

В группе созданы уголки и оформлено панно, где педагог отражает все изучаемые лексические темы. Материал меняется в зависимости от времени года и темы проекта. Это позволяет поддерживать познавательный интерес детей к изучаемой теме.
Уголок речевого развития служит для реализации речевых программ. Он оснащён маленькими настольными зеркалами для проведения артикуляционной и мимических гимнастик и самоконтроля при закреплении поставленных звуков. Екатерина Алексеевна создала много пособий на развитие дыхания («веселые бабочки», «забавные пушинки»), мелкой моторики («рисуем пальчиками», «кто спрятался?»), для развития фонематического слуха и связной речи («волшебный телевизор», «необычные предметы»), подобраны сюжетные картинки, схемы для составления описательных рассказов и пересказа.

Уголок сюжетно-ролевых игр и театрализации представлен наборами игр по разным темам. Все игры находятся в прозрачных контейнерах и имеют соответствующее обозначение. Здесь представлены различные виды театров (пальчиковый, «би-ба-бо», теневой, плоскостной, театр игрушек, настольный). Имеется уголок ряжения, что позволяет детям развивать свою фантазию и активизирует речевую активность при проигрывании диалогов, имеется мини-книжный уголок с подборкой книг по сказкам.

Уголок краеведения и патриотизма содержит игры по ознакомлению детей с родным городом, его историей и культурным наследием. Совместно с детьми изготовлены многие пособия «Угадай по тени», «Собери картинку», «Викторина по городу», различные коллажи по темам и т.д. С помощью родителей был изготовлен макет достопримечательностей города. В уголке присутствуют игры, позволяющие детям познакомится с историей развития многих знакомых вещей, национальными праздниками, флагами и гербами России и Санкт-Петербурга, в работе используется этнокалендарь, знакомящий с культурой других народов.

Уголок «Юный математик» представлен играми и самодельными пособиями на развитие и закрепление навыков счета, знание ориентировки на плоскости и в пространстве. Имеются пособия для ознакомления и закрепления умения ориентироваться во времени, математические пеналы, линейки, модели часов на каждого ребенка.

Уголок книги включает в себя книги по разным темам и направлениям: сказки, стихи, потешки, загадки, энциклопедии о животных, растениях, явлениях природы, исторические, музыкальные, объемные сказки. Так же в уголке оборудована сюжетная игра «мини-библиотека». Дети могут выбрать книгу по своему желанию и интересам. Систематически организуются тематические выставки. Все книги позволяют развивать свой познавательный интерес, способствуют развитию речевой активности и помогают получить новые знания. Есть любимые книги детей, принесенные на время в группу.

Уголок художественного творчества и ручного труда всегда активная зона, способствующая у детей с нарушениями речи развитию мелкой моторики, художественного вкуса. Изобразительные материалы используются детьми для создания творческих работ, для детского экспериментирования с красками, бумагой. Все детские работы выставляются на выставке.

Уголок экспериментирования и познания оснащен моделями для проведения опытов и экспериментов, альбомами на каждого ребенка для зарисовки опытов и необходимым оборудованием для экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, песочными часами, лупами. Содержание уголка постоянно обновляется.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Имеются авторские пособия (модели, мнемотаблицы, макеты по временам года). Материал периодически сменяется и обновляется в соответствии с лексической темой и временем года.

Строительный центр содержит разнообразный строительный материал, который хранится в прозрачных контейнерах, имеющих соответствующее изображение. Для построек имеются модели, схемы, фотографии, а для обыгрывания модели транспорта, людей, деревьев. На стене оформлено панно, которое знакомит детей с правилами безопасности на дороге, дорожными знаками, видами транспорта. Так же имеются различные виды специализированного транспорта, военная техника, игры по правилам дорожного движения.

Музыкальный уголок оснащен набором разработанных музыкально-дидактических игр (шумовые инструменты, музыкальная лесенка, картотеки на определение характера музыки). Подобраны диски с записями голосов природы, шумовыми эффектами, сказками, стихами, песенками из мультфильмов.
Грамотное, продуманное и организованное развивающее пространство группы позволяет в полной мере реализовать основную образовательную программу дошкольного образования ГБДОУ детского сада №113 компенсирующего вида Невского района.

  1. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Насыщенность групповой среды соответствует возрастным, индивидуальным, гендерным особенностям, возможностям детей и содержанию Программы.
В своей работе Орлова Екатерина Алексеевна учитывает постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» для учреждений компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо- физиологическим особенностям каждой возрастной группы. Весь режим дня построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Вся работа с детьми построена с учетом коррекционно-игровых моментов.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Закона РФ «Об образовании» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития воспитанников, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Все это учтено в работе.
Игровую деятельность детей подготовительной группы отличает многообразие игровых взаимодействий. Игровые действия выполняются ради смысла игры. Екатерина Алексеевна побуждает детей к планированию, которое воплощается в игре, учит ролевому диалогу.

В этом возрасте у детей уже накоплен опыт совместной со сверстниками деятельности, поэтому воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, отражение впечатлений в продуктивных видах деятельности. Очень часто игры мальчиков и девочек носят перекрестный характер, поэтому Екатерина Алексеевна создала условия для формирования совместных игровых действий и воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. При создании предметно-развивающей среды учитывала гендерные особенности детей и обеспечила развивающую среду, как общим, так и специальным материалом:
для девочек: атрибуты и предметы заместители для развития творческого замысла в игре «дочки-матери», «хозяюшка», «маленькая модница»: украшения, кружевные накидки, банты, бусы, браслеты, сумочки и т.д.
для мальчиков: атрибуты и предметы-заместители для игр «на стройке», «моряки», «военные»: детали военной формы, предметы обмундирования рыцарей, богатырей, наборы инструментов.
Двигательная сфера воспитанников данной группы характеризуется позитивными изменениями мелкой моторики, но недостаточно развитой для детей с нарушениями речи. Поэтому в совместной деятельности часто используются обводки, различные виды штриховок доводя навыки детей до совершенства. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка с взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, с одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении с взрослым, с другой - очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого, поэтому воспитатель организует совместную деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить себя. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - праздник, авария, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную так и подчиненную роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют ее указания). Екатерина Анатольевна учитывает и личные предпочтения и интересы детей и помогает организовать игровую и познавательную деятельность в соответствии с ними.

  1. УЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ, ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ.

Екатерина Анатольевна создала все условия для максимальной реализации образовательного потенциала пространства в группе с учетом особенностей и коррекции недостатков развития детей с нарушением речи. Зная педагогические и психологические особенности развития своих детей, Адаптированную рабочую программу Екатерина Алексеевна написала в контакте с учителем - логопедом с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей данной группы. Для грамотного учета образования детей с нарушением речи, в начале и в конце года в группе проводится педагогическая диагностика, которая необходима педагогу для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. С целью оценки индивидуального развития детей, или необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.
Это позволяет грамотно спланировать индивидуальную работу с детьми. Вместе со вторым воспитателем Екатерина Алексеевна обязательно участвует в написании характеристики на каждого ребенка для ПМПК, которое проводится в группе 2 раза в год с участием всех специалистов ДОУ, которые работают с детьми. На первом ПМПК зачитывается характеристика на ребенка с учетом освоения всех областей программы и определяется соответствие уровня развития детей возрастным ориентирам. Просматривается динамика индивидуального развития каждого ребенка. Группа делится на подгруппы. Выделяются дети группы риска и наблюдения. Активно участвуя в консилиуме, Екатерина Алексеевна, учитывая в работе все особенности своих детей и при проведении НОД, совместной с детьми деятельности или во время режимных моментов, проводит систематическую коррекционную работу с учетом особенностей развития, воспитания и обучения каждого ребенка с нарушением речи. Тяжелое нарушение речи детей обусловлено неврологическими нарушениями, в связи с этим в группе созданы: уголки уединения, дорожки здоровья, картотека игр для снятия эмоционального напряжения и подобрана музыка для проведения релаксации. В группе много гиперактивных детей. Учитывая эти особенности Екатерина Алексеевна планирует психолого - педагогическое сопровождение, с учетом особой исходной ситуации развития, учитывая рекомендации по воспитанию, развитию и обучению детей с особыми потребностями в коррекционной работе по заданиям логопеда, используя тетрадь взаимосвязи специалистов, где находятся игровые и речевые задания, применяет в своей работе здоровьесберегающие технологии и игровые приемы, направленные на чередование разных видов деятельности.
Работая в постоянном контакте с родителями, Екатерина Алексеевна включает их в образовательный процесс, дает рекомендации по вопросам воспитания, обучения и коррекции, рекомендует для родителей электронные сайты, где они могли бы найти нужную информацию. Все это помогает родителям лучше узнать своего ребенка и активно принимать участие в его жизни и жизни ДОУ.
Екатерина Алексеевна является лично ориентируемым практиком, с самостоятельными суждениями, достаточной доказательной аргументацией, использующей в работе аналитические навыки, диагностические методы и современные средства воспитания и обучения детей с нарушением речи, реализующая подход к детям с особыми потребностями и их родителям. Координирует свою деятельность в соответствии с социальным заказом общества.
В работе воспитателя прослеживается положительная динамика развития, воспитания и обучения детей с нарушением речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

ВЫВОД: П роанализировав отмеченные показатели, можно сделать вывод о личном участии воспитателя Орловой Екатерины Алексеевны в проектировании и наполнении предметно- пространственной среды в группе №2. Созданная предметно-пространственная среда отражает возрастные, индивидуальные, гендерные особенности, содержание образовательных областей и другие особенности дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Основные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Принцип активности,

Принцип стабильности – динамичности,

Принцип комплексирования и гибкого зонирования,

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого,

Принцип эстетической организации,

Принцип открытости – закрытости.

Принцип «половых и возрастных различий»

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Полифункциональной,

Трансформируемой,

Вариативной,

Доступной и безопасной.

Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО, с учетом индивидуальных особенностей детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Гибкое зонирование предполагает наличие различных пространств (центров) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Детский сад, в котором я работаю в настоящее время, открылся 1 год назад. Это, безусловно, новое помещение, красивая мебель, новые дети и родители. Начиная создавать развивающую среду группы, учитывала, что бы обстановка была комфортной и эстетичной. Поэтому уделяю большое внимание эстетике каждого центра. Я постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Хотелось бы показать, какая наша группа была год назад, и что сделано всего за один год.

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям.

В приемной нашей группы помещён Центр физического развития , целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, которое направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

Центр рисования и творчества «Умелые ручки» : для развития детей подобраны различные раскраски, картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Центр «Здравствуй, книжка!»: направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии книг, на развитие литературной речи. Дети понимают, что, внимательно рассматривая книжные иллюстрации, можно узнать много интересного, а используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Центр «Дидактических игр» (игротека) решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Центр театрализованной деятельности: Содержание центра-

Различные виды театра: пальчиковый, плоскостной, театр масок и другие; наборы резиновых и деревянных игрушек к разным сказкам; ширма настольная; элементы костюмов и атрибуты для театрализации; созданные руками детей театральные афиши и билеты к разным спектаклям; альбом театральных терминов и литература с иллюстрированным материалом. Альбом с рисунками детей после просмотра спектаклей. Аудио и видео материалы.

Центр ППД и «Строительно - (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность. Есть передвижной подиум, коврики – скрутки и схемы построек. Здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.

Центр сюжетно-ролевой игры: в группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Поликлиника», «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская».

В игровом центре «Поликлиника» собраны разнообразные материалы: коробочки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинские банки и медицинский халат. Все это помогает формировать представление об окружающей среде у детей.

В центре «Кухня» собраны игрушки, наборы крупной и мелкой игрушечной посуды, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

Центр «Магазин» оснащен разнообразными материалами: прилавок, фартуки для продавцов, муляжи овощей и фруктов, молочные продукты, кондитерские продукты, баночки кофе, чая, рыбные продукты, связки лука, лимонов, яблок, счеты, корзинки. Эти игрушки и муляжи доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

Центр «Мы познаем мир»: способствует развитию познавательно-исследовательской деятельности; формируется стремление к освоению нового, воспитывается стремление к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов, заботе о природном окружении.

Центр экспериментирования:

Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников.

Центр музыки «Домисолька» : Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Атрибуты центра помогают воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативности.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия - «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в одиночестве, он может уединиться за ширмой или полежать на мягких матах, которые мы поместили за штору.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

на тему: «Создание развивающей среды в средней группе ДОУ»

Подготовила:

Воспитатель-методист ДОУ 314

Сычёва Татьяна Владимировна

Окружение ребенка - это не просто сочетание предметов для игр или какого-то их применения, окружения должен иметь цельную форму (образ) и ориентироваться на целостное восприятие ребенка, а не на сумму его возможностей. Ребенку не нужна дорогая среда. Наоборот, в ней должна быть "определенная (ограниченная) незавершенность, но не бесформенность". Особое место в предметно-игровой среде отводится дидактическим, развивающим материалам, которые используются целенаправленно и побуждают к размышлениям. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения полноценной жизнедеятельности ребенка. Сюда относят архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки; конструкторы; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Развивающая предметная среда должна соответствовать возрастным особенностям детей. В общем, она определяется взаимосвязью следующих составляющих: 1) продукты деятельности специалистов - художников, проектировщиков, конструкторов, мастеров (произведения искусства, мебель, инструменты, предметы, изделия прикладного искусства, пособия, игрушки); 2) результаты деятельности персонала дошкольного учреждения и родителей по организации и оформлению быта (обустройство зон, выставок, изготовление пособий и игрушек-самоделок, декоративное оформление комнат к праздникам и тому подобное); 3) результаты участия детей в создании интерьера под руководством воспитателя. Особенно эффективным является модульная предметно-игровая среда. Примерами предметов-модулей могут служить легкие кубы разного размера, изготовленные по типу вкладышей, и средние по размеру модули - “мебель-игрушки”. Ребенок может превращать модули на корабль, домик, сказочную пещеру. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности. Вместе с тем, окружающая среда должна при необходимости гасить чрезвычайную активность, давать возможность отдохнуть. Поэтому развивающее среда предполагает наличие места для релаксации. Это может быть и "уголок уединения", и уютная комната с мягкой мебелью и другими элементами, которые способствуют отдыху. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет организации выставок детских работ (рисунки, аппликация и тому подобное) всех детей, независимо от уровня исполнения. Как известно, не заполненая и бесцветная предметно-игровая среда оказывает на детей негативное влияние, тормозит развитие личности. Перенасыщеная предметная среда так же плохо влияет на психику малышей. И только периодически возобновляемая, вариативная, оптимально организованная предметно-игровая среда имеет развивающее влияние, побуждает ребенка к активной познавательной деятельности, положительно влияет на его эмоциональную сферу, мобилизует процессы мышления. Во всех гуманистических теориях и практиках дошкольного воспитания прошлых времен, как и сегодня, проблеме создания предметно-игровой среде уделялось первоочередное значение. "Без соответствующей среды нет конструктивной деятельности ребенка, - пишет Н. Монтессори. Окружение ребенка - это не просто сочетание предметов для игр или какого-то их применения, окружение должно иметь цельную форму (образ) и ориентироваться на целостное восприятие ребенка, а не на сумму его возможностей". Ребенку не нужно дорогая среда. Наоборот, в ней должна быть "определенная (ограниченная) незавершенность, но не бесформенность". Немецкий ученый Г. Штайнер, основатель Вальдорфской педагогики имеет несколько иной взгляд на содержание и функцию предметной среды, которую ученый называет «физической средой». Штайнер выступает против готовых игрушек – «продуманных» и сфабрикованных интеллектуальной цивилизацией. В детских садах Вальдорфской школы воспитатели изготавливают игрушки своими руками - это шитые или вязаные из ниток куклы и животные преимущественно без нарисованных "лиц". Такие игрушки не навязывают ребенку готового образа, а позволяют творить его во время игры. Считается, что мягкие игрушки из ситца и шерсти успокаивают ребенка, тогда как жесткие, пластмассовые порождают напряженность. Так же для строительных игр вальдорфцы предлагают дошкольникам деревянные дощечки, палочки, а не кубики правильной формы или конструкторы: из готовых блоков. Посуда для кукол изготавливается из природного материала - дерева или глины. Отметим, что и французский педагог С. Френе считал среду ребенка важным условием эффективной подготовки ее к будущей самостоятельной жизни. Вполне современно звучат его слова о том, что окружающая среда должна быть организована так, чтобы побуждать ребенка к выполнению активных действий в соответствии с его жизненными ритмами, физическими и психическими возможностями. И сейчас, в Западной Европе, активно осуществляется поиск создания такой среды, в которой предусматривались бы особенности и перспективы развития детей, их дифференцированные потребности. В частности, некоторые педагогические новации широко применяются в практике детских садов Германии, где особое внимание обращают на невербальный и образный характер педагогических воздействий. Немецкие педагоги и психологи создают такую предметно-игровую среду, где активно используется верхняя часть помещения. Так называемое "третье измерение". Это могут быть антресоли, верхние галереи, ступени с перилами. Все деревянные конструкции, балки и крепления не скрыты от детских глаз, чтобы малыши были уверены в надежности сооружения. Такие конструкции дают дошкольникам возможность не только получить новую обзорность, но и, что особенно важно, общаться со взрослыми с высоты, то есть, находясь, так сказать, над ними, а не рядом. Дети могут полностью реализовать свою потребность в лазании, прыжках, ползании. В их распоряжении разнообразные уютные домики с хорошим интерьером, где можно как уединиться, так и поиграть вместе с друзьями. Вмешательство взрослых при этом сведено к минимуму. Интересную концепцию развивающей среды разработала группа московских авторов (Л.Кузьмичев, А.Грашин. Л.Имущественная, Т.Кашкина. Л.Парамонова, С.Новоселова), предложив комплексный подход к организации развивающей предметно-игровой среде. Учитывая многообразие процессов, которые происходят в развивающей среде, их можно выделить в отдельные специфические пространства, переплетаются и взаимодействуют друг с другом, составляя единое целое. В частности, структура среды интеллектуального развития и творчества состоит из игровых комнат для каждой возрастной группы, специализированных помещений для реализации различных видов творческой деятельности (дизайн-студия, танцкласс, студия изобразительного искусства, театральная студия, музыкальный зал и т. п) и универсальной (для всех возрастных групп) игровой зоны. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять все потребности развития ребенка и становления его творческих способностей. Психолого-педагогическую концепцию амплификации (обогащения развития) разработал академик А. Запорожец. Суть концепции амплификации заключается в том, что оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребенка создаются не форсированным обучением, а максимальным обогащением содержания форм детской деятельности через общение малышей между собой и с взрослыми. Создать предметно-игровую среду возможно при условии соблюдения следующих требований: - предметно-игровая среда должна быть адекватна возрасту детей и соответствовать их функциональным возможностям с незначительным превышением степени сложности; - предметно-игровая среда должна быть динамична, вариативна, разнообразна. Хотя она организуется взрослыми, но полностью подвластна ребенку, не ограничивает его в деятельности, обеспечивает полную свободу;

Игровое пространство должно способствовать ориентировочно-познавательной деятельности, что обеспечивает усвоение новых знаний, формирование умственных действий, развитие ведущих психических процессов ребенка; нельзя забывать о значении форм и цвета - именно они придают выразительность объектам и событиям и благодаря сопоставлению помогают ребенку получить достоверные знания о дошкольниках. Психолого-педагогические исследования отечественных ученых (Артемова Л. В., Бойченко Н.А.,Григоренко Г.И.,Щербакова Е. Й. и др.) свидетельствуют о формирование важных новообразований в игре - ведущей детской деятельности. Поэтому не случайно грамотное педагогическое руководство игровой деятельностью является одним из условий полноценного развития дошкольника. Реализация этого условия требует и правильной организации предметно-игровой среды, с помощью которого педагог создает для ребенка зону ближайшего психического развития. Предметно-игровая среда будет развивающим при условии, если она расширяет, углубляет представления дошкольников об особенностях человеческой жилья и важнейших для человеческого бытия сооружения социального назначения и транспорт. Совершенствование умения ребенка использовать по назначению предметы и орудия, упражнять в умении самостоятельно определять игровой сюжет, делать его содержательным, распределять игровые роли, соблюдать правила ролевого поведения, налаживать игровое взаимодействие, использовать и распределять игрушки и игровые атрибуты, реализовывать игровой замысел, преобразовывать игровое пространство; ориентирует в произведениях искусства (изобразительного, музыкального, театрального, литературного), помогает освоить язык этих видов искусства, передавать художественный образ разными художественными средствами, стимулировать к творчеству В создании развивающей предметно-игровой среды важную роль играет характер размещения игрового оборудования в помещении, которое должно обеспечить ребенку свободный доступ к играм и игрушкам. Нужно также избегать тех игровых материалов, которые вносят в сюжетно-ролевые игры штампы, однообразие, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка. К таким нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами ("Больница", "Почта", "Пароход", "Магазин" и др). Предметно-игровая среда предполагает: подбор и размещение игрушек (детализированных и условных), игровых модулей, макетов, предметов-заместителей, различных атрибутов с учетом особенностей развития игровой деятельности в разные возрастные периоды дошкольного детства и формирования у детей тех или иных действий с этими игровыми материалами.

Характеристика элементов предметно-игровой среды

Одним из основных элементов развивающей игровой среды является игрушка. Игрушка является обобщенным, материальным, эстетическим и этическим средством культурно-исторической преемственности опыта поколений, носителем того содержания общественного и предметного мира, который принадлежит ребенку усвоить в период раннего и дошкольного детства. Анализируя значимость различных игрушек, определим, что особую педагогическую ценность имеют игрушки, которым присущи такие свойства: - полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замысла сюжета игры, которая способствует развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления); - дидактические качества (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных и электронных игрушках); - возможность применения группой детей (пригодность использования игрушки несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, для коллективных построений); - высокий художественно-эстетический уровень либо их принадлежность к произведениям художественного искусства, которое обеспечивает приобщение ребенка к миру искусства и народного творчества; - безопасность использования. На современном этапе, по мнению С. Л. Новоселовой, формируется понимание игрушки как педагогической категории. Игрушки отличаются по своей тематике (кого или что они изображают) и по способу, которым представлены в ней реальные предметы и образы - полно или фрагментарно, детально или в самых общих чертах. В сюжетных игрушек возвышаются те, что воссоздают черты (образ) реального прототипа. По характеру воспроизведения этого образа сюжетные игрушки делятся на: -реалистические (точные копии настоящих предметов); - прототипные или условно-обобщенные (имитирующие реальные предметы особым способом через обозначение и даже преувеличение основных, главных деталей, связанных со специфическими функциями предмета и игнорирование его второстепенных деталей). Так, газовая плита, в которой все краны крутятся, духовка открывается - относятся к реалистических игрушек; плита, духовка, в которых нарисованы краны - к прототипное или условно-обобщенных. На современном этапе наиболее известной является классификации игрушек, предложенная Л. Новосёловой. Эта классификация наиболее полно отражает реальную ситуацию относительно игрушек нового поколения, которые способствуют развитию ребенка. Автор выделяет следующие игрушки: - сюжетно-образные; - дидактические (учебные); - игрушки-головоломки; - музыкальные; - спортивные; - театральные; - празднично-карнавальные; - игрушки-забавы. Рассмотрим все эти группы игрушек

Сюжетно-образные игрушки: - куклы, фигурки людей, животных, элементов природы - цветов, грибов, деревьев и мягкие игрушки; - аксессуары для игры (кукольная мебель, посуда, бытовая техника - утюг, стиральная машина, пылесос, швейная машина и т. п); - технические игрушки (транспорте, механические, игровые наборы типа "Парикмахерская", "Айболит"). Этот класс игрушек, расширяет представление ребенка об окружающем мире. Играя с такими игрушками, дети учатся действовать в воображаемой ситуации, творчески преобразовывать разнообразные впечатления, полученные из различных источников, проявлять максимум самостоятельности и социальную активность; у них развивается воображение. Одной из самых любимых игрушек является кукла. В чем же назначение куклы? Играя с "пупсиком", куклами-младенцами, девочка "примеряет" на себя роль мамы, которая ухаживает за ребенком, а надевая их, учится шить или вышивать, то развивает художественные вкусы. И это, конечно, важный компонент женской роли.Также необходимы и аксессуары кукольного жития: это и набор посуды, и бытовая техника, и мебель, ведь девушки готовятся стать хозяйками. Особо надо выделить значимость мягкой игрушки. Наблюдения показывают, что ребенок особенно относится именно к мягкой игрушке. Она дарит ей свою нежность, не расстается с ней на протяжении долгого времени. В отношении мягкой игрушки проявляются какие-то очень глубинные потребности маленького ребенка. И не учитывать этого нельзя. К сожалению, долгое время эти игрушки были запрещены для игр в дошкольных учреждениях. Сейчас они изготавливаются из суперсовременных материалов, которые легко обрабатываются, поэтому они имеют право на жизнь в дошкольном учреждении. Технические игрушки знакомят ребенка и процессом труда. В творческих играх эти игрушки рассказывают о достижениях современной техники, а также о технике прошлого и о технике будущего. Дидактические (обучающие) игрушки. К этой группе игрушек относятся сугубо дидактические игровые наборы с правилами, конструкторы и строительные наборы. Чисто дидактические игрушки - это: - матрешки, пирамидки (основаны на принципе самоконтроля); - большие полые кубы-вкладки соответственно масштабу размера тела ребенка (количество 2-3 комплекта из 5-7 кубов дает возможность образовывать любую воображаемую ситуацию - кухню, цирк, магазин, космодром и т. п). Традиционно дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающее (развивающее) практическое задание. Цель дидактических игрушек передача детям разных знаний; развитие ловкости, меткости, сенсомоторной координации, речи, мышления, памяти, воображения и тому подобное. Дидактические игровые наборы с правилами. К ним относятся: - полиграфические игрушки, которые используются преимущественно для игр на столе (наборы, состоящие из игрового поля, мелких карточек, фигурок и комплектующих деталей из картона, дерева, пластмассы и других материалов). - большие игрушки-вкладыши (они полезны не только как средство свободной фантазийной организации игрового пространства, но и как средство, которое побуждает к большей подвижности разнообразию движений). Игровые наборы с правилами требуют от ребенка определенного уровня развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи ребенка и в то же время создают условия для дальнейшего совершенствования этих психических процессов.Дидактические (учебные) цели в этих играх спрятаны в интересных задачах и правилах игры. Конструкторы и строительные наборы. Это:

Тематические и универсальные конструкторы, конструктор LEGO (пер.лат. "я учусь", "я складываю"); - наборы строительных материалов: "ЛЕГО ПРИМО" (до 2 лет), который стимулирует движение, зрение и слух ребенка; "ЛЕГО ДУПЛО" (от 1,5 до 5 лет) - с его помощью дети "примеряют" различные профессии, могут побывать шоферами, фермерами, пожарными; - набор "ФРИСТАЙЛ" (от 3 до 12 лет) - дает возможность собрать любую модель дома,животных, транспорт; - "ЛЕГО ТЕХНИКА" - это наборы транспортных средств (гоночные автомобили, машины-амфибии, самолеты, подводные лодки и тому подобное). - компьютерные игры LEGO - это сочетание известных LEGO игрушек и современных, компьютерных технологий. (Да, есть современная программа "LEGO Мой мир: скоро в школу", гонки "LEGO Racers", конструктор "LEGO Гарри Поттер" и программа для девушек "LEGO Friends"). - пазлы - современная настольная игра (иллюстрации к сказкам, изображения животных, репродукции работ известных художников, пейзажи, "коллекции" различных видов транспорта - самолетов, автомобилей, парусников). Они состоят из многих частиц, которые нужно сложить в картинку. Своеобразие конструкторских и строительных наборов - в различных способах соединения деталей. Конструкторы знакомят детей с основами и возможностями конструирования, в процессе которого осуществляется интеллектуальное развитие ребенка, формируются способности к техническому творчеству. Эти игрушки развивают ум, сообразительность и трудовые навыки. Игрушки-головоломки. Это готовые игрушки из дерева, пластмассы, мелкие или средние по размеру. К ним относятся викторины, мозаики, "змейки", цилиндрики с шариками, составленные картинки. Целью игрушек-головоломок является развитие интеллекта, воображения, ловкости, настойчивости в решении игровых задач на основе образного и логического мышления. Музыкальные игрушки Игрушечные инструменты: заводные (механические), инерционные, имитирующие настоящие. Они способствуют развитию у детей музыкальных способностей, умений сосредоточиться для восприятия отдельных музыкальных звуков, ощущать их высоту, тембровую окраску, долготу, силу (динамику) звучания. Дети учатся слушать и узнавать знакомые мелодии песен, танцев, эмоционально откликаться на мелодию, ритм, самим творить, импровизировать простые мелодии. Спортивные игрушки. Это мячи, кольца, обручи, кегли, волами, самокаты, велосипеды, бадминтон, серсо, городки; для спортивных развлечений - велосипеды санки, лыжи. Эти игрушки способствуют наибольшему проявлению двигательной активности детей, развивают движение, координацию, силу, ловкость, меткость, глазомер, укрепляют физическое и психическое здоровье. Театральные игрушки Игрушки, которые предназначены для театрализованных игр различаются по видам театральных действий, средствами их использование в игре, материалом, размером:

Костюмы, элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, театральная бутафория для игр-драматизаций: - куклы-игрушки, декорации и бутафория для игр в кукольный театр; - театральные куклы, марионетки, театральные кукольные декорации, костюмы и элементы костюмов, маски, бутафория, декоративная атрибутика для праздничных карнавалов. Празднично-карнавальные игрушки. К ним относятся костюмы, маски, жезлы, игрушки-сюрпризы. Эти игрушки являются важным атрибутом всех детских праздников, и не всегда они небольшие по размеру; празднично-карнавальные игрушки могут быть слишком крупными, декоративными.

Игрушки-забавы Это ванька-встанька, мячи на резиновых шнурках, игрушки, которые могут механически заводиться, прыгать, мяукать, лаять, танцевать (лягушонок, прыгает; птичка, которая клюет), человек-яйцо, клоуны, различные электронные игрушки, роботы, головоломки и другие.). Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, развивают чувство юмора. Они объединяют детей разного возраста, детей и взрослых в минуты отдыха, совместных развлечений. Условные игрушки. В игровой среде должны быть представлены и прототипные или условные игрушки: - рисунок, контур, в которых выделена характерная черта (телевизор с яркими кнопками управления) или обозначена образность - (кукла-конус в косынке, дом-коробка с окнами); - соответствующие размеру руки фишки или кубики с нанесенным на них в верхней части схематическим изображением человеческих лиц и летним эмоциональным выражением); - нарисованные фрагменты реальных предметов (кабина автомобиля, витрина магазина, кафе, изображение комнаты или какой-то ее части). В условных игрушек можно отнести двигательный фланелеграф (Т. В. Ирадовских). Готовится он так: сшивается полотно из кусков ткани разного цвета. Это полотно сворачивается в рулон, который подвешивается на такой высоте, чтобы ребенок смог его достать. Принцип его действия: ребенок отматывает себе ткань нужного для игры цвета (синий - если играет в моряков или летчиков, космонавтов; зеленый - в охотников, лесничих; желтый в земледельцев). На этом фоне крепятся различные предметы, которые создают сюжет (рыбы, корабли, птицы, деревья и тому подобное). Для освоения ребенком элементарных игровых действий, по мнению Н. Я. Михайленко и К. В. Зворигиной, - важнее прототипные игрушки, потому что они ярко выделяют основные специфические функции предметов. Например, если трехлетнему ребенку дать реалистичную игрушечную плиту, то вместо того, чтобы "готовить обед" на ней, будет непрерывно открывать и закрывать дверцу духовки, крутить кран и тому подобное. Прототипна игрушка, которая ограничивает возможности манипулирования, побуждает ребенка на развертывание сюжета, хотя бы и элементарного: приготовление каши для куклы, потом ее кормление. "Красивая кукла с золотистыми волосами, глазами, которые закрываются, "настоящими" ресницами, конечно привлечет внимание малыша. Но как? Он прикоснется пальчиком к глазам, надавит на них, исследует, прочно приклеенные ресницы и тому подобное. Всех этих недоразумений можно избежать, если предложить малышу прототипную куклу-голышку (с нарисованным лицом), которую можно (без страха повреждения) кормить, пеленать, укладывать спать и прочее. Другими словами, реалистичная игрушка часто может мешать сюжетной игре детей младшего дошкольного возраста. Предметы-заменители В игровой предметной среде следует располагать и предметы-заменители - предметы не предназначеные специально для игры, как сюжетные игрушки. Это может быть разнообразный предметный материал: лоскутки ткани, бруски, деревянные доски,поролон, палочки, шишки, камешки, веревки и тому подобное, которые заменяют необходимые в игре подлинные предметы. Трансформацию игрового пространства, возможно, обеспечить через использование разных по величине картонных коробок, оклеенных тканью, цветной бумагой. Такие коробки могут изготовить дети вместе с воспитателем. Даже совсем маленькие дети любят игру с картонными коробками: посидеть в них или пролезть через туннель, который можно изготовить с их помощью. Коробки с многофункциональными предметными опорами, которые позволяют детям развернуть практически любой сюжет, подсказанный их опытом и воображением. Кроме коробок, уместным является использование стульчиков. Они лучшие атрибуты для игры. Из стульчиков, поставленных в ряд, получается поезд, самолет, трамвай, машина и тому подобное. Коврики, пледы, различные по форме и размеру, также могут использоваться детьми как транспортные средства, платформы для будущих домов, фортов, дворцов. Предметы-заменители играют важную роль в развитии воображения, творчества, знаково-символической функции мышления в игре. К сожалению, в большинстве дошкольных учреждений предметы-заменители отсутствуют, что существенно обедняет развивающее предметно-игровое пространство. Известно, что творчество ребенка начинается с наделения определенными качествами (нужными для развития игры) предметов. В этом - цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности дошкольника. Макеты и предметно-игровые фоны Возможности игровойразвивающей среды увеличивается, если в ней будут представлены макеты, которые являются стимулом, опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций с мелкими игрушками. Обычный макет - это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реального или фантастического). Макет - это лишь знак, который приводит детей на возможный игровой сюжет или замысел, объединяющий участников совместной игры, очерчивает границу игровой пространства. Макет "оживает" тогда, когда наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игрового замысла детей, когда появляются жильцы вообразимого мира, то есть: фигурки-персонажи, необходимые для игры. Это могут быть условно-обобщенные фигурки людей и животных в сочетании с разными многозначимыми предметами (условный пароход, и тому подобное).Игровые макеты условно делятся на два типа: - макеты-модели; - макеты-карты. Зонирование и оборудование в средней группе ИГРОВОЙ ЦЕНТР 1 Сюжетно-ролевые игры "Детский сад", "Семья" (кухня, прачечная, спальня, ванная; приёмная, столовая, куклы, одежда, мягкие игрушки, посуда, утюг, гладильная доска, мебель, постель и т. п) "Больница" (белые халаты, шапочки, тапчан, весі, ростометр, ширма, мед. су м ка с набором и нструмент о в, "лекарства", вата, бинты, рецепты и т. п) "Магазин" (халаты, колпаки, витрина, вес ы, прилавок, касса, сумки, чеки, деньги, муляжи продуктов и других товаров, упаковочные материалы) "Дорожное движение" (рули, нагрудные изображения машин, светофор, фуражка и жезл регулировщика, дорожные знаки, макет перекрёстка, игрушенчные автомобили и т.п.) "Моряки" (фуражка капитана, бескозырки, воротники, бинокль или подзорная труба, перископ, спасательные круги, якорь и штурвал, флажки, строительный материал др) «Строители» (фатрух, каски, ведра, совки, молотки, машины, краны, куклы, строительный материал, схемы, изображение постоек)

«Ферма» (макет фермы,муляжи домашних животных и их детёнышей, вёдра, бидоны, транспорт: трактор, грузовой автомобиль,; куклы, строительный материал)

«Зоопарк» (муляжи диких животных и их детёнышей, строительный материал)

Большие игровые модули (желательно легкие и мягкие) и различные предметы-заместители (разнообразные нитяные помпоны, крупные пуговицы, палочки и т. п) 2. Театрализованные игры Игры-драматизации (наголовники, элементы костюмов, декораций к 5 - 7 сказкам) Различные виды театров (перчатки - 1,настольный: игрушки, картинки - 4 шт.; теневой - 3, фланелеграф и т. п) театральная ширма, экран, лампа для теневого театра, нксложные декорации, театральные костюмы. 3. Настольно - печатные игры (развивающие) по развитию сенсорики, мелкой моторики и познавательных психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания 4. Строительные игры: разные конструкторы (большой строительный материал - 1, настольный строительный материал - 2, пазловый – 2, винтовой – 1, конструктор крупногабаритный универсальный - 1, тематический строительный материал – 1, тематический конструктор с разными способами соединения: пазловый – 1, винтовой – 1) сборно-разборная игрушка - 6, машины и вспомогательное оборудование: мелкие игрушки, предметы-заместители, рисунки и схемы строений прочее. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР Полка, книжки с иллюстрациями (10-12 программных произведений и другие), столик, стулья, открытки, картинки с изображениями сказочных персонажей и тому подобное. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР 1 Изобразительная деятельность: гуашь, карандаши гравитные и цветные, фломастеры, цветной мел, бумага, кисти, штампы, тычки, глина, дощечки для лепки, пластилин, пластика, глина, трафареты Подставка для уисточек, станок вращающийся детский,палитра,пластиковые баночки для воды, ножницы. Образцы для рисования,лепки, аппликации, детские работы. 2 Художественный труд и аппликация: природный материал,пластилин, цветной картон и бумага, клей, образцы детских работ. ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Национальная символика, разнообразные атрибуты для воссоздания национальных обрядов и праздников. Кукла в национальной одежде. Подборка фото на тему "Моя родина". План работы в этнографическом уголке, конспекты развлечений, праздников. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР Разные виды детских музыкальных инструментов, магнитофон, кассеты с записями музыкальных и литературных произведений, проигрыватель, плательщиков или СD-проигрыватель, компакт-диски, дидактические игры музыкального содержания. ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЙ ЦЕНТР
1 Комнатные растения и оборудование для ухода за ними (фартухи, тряпочки и щеточки для пыли, лейки, стеки для рыхления земли и т. д)
2 Рыбки, животные, птички и оборудование для ухода за ними (аквариум, террариум, клетка, корм, сачки, щетки, тряпки и т. п)

В продолжение темы:
Выплаты, льготы и компенсации

Борис и Глеб - первые канонизированные святые, страстотерпцы, во имя мира отказавшиеся от братоубийственной войны, во время которой были убиты, не оказывая...

Новые статьи
/
Популярные